Абу-симбел — древнеЕгипетский храмовый комплекс

Храм Победителя

Рамзес II воздвигнул в Абу-Симбеле храм в честь победы над хеттами. Эпизоды из военных успехов фараона украшают и фасад, и внутренние помещения святыни. Связанные азиатские и африканские пленники изображены на фундаменте. Все стены храмового зала расписаны сценами великих побед Рамзеса II: можно рассмотреть этапы знаменитой битвы при Кадеше, знаменовавшей окончательную победу над хеттами, посмотреть на иероглифы поэтического «Эпоса Пентаура» (он также высечен на стенах Карнакского и Луксорского храмов).

Храм украшен искусными рельефами

Интересно, что над созданием храма в Абу-Симбеле работали и пленные мастера. Как гласит надпись перед входом, под руководством старшего скульптора Пиайя здесь трудилось и «множество мастеров, пленников меча Рамзеса».

Все в этом храме стремится передать величие фараона-победителя. Четыре колонны фасада выполнены в виде гигантских сидящих статуй Рамзеса II. Лица этих монументальных скульптур точно отражают облик фараона.

По бокам и между ногами колосса находится множество маленьких фигурок: это изображения царской семьи. Можно узнать мать фараона Туйю, главную супругу Нефертари, а также нескольких его детей.

Рассматривая храм, вы наверняка увидите еще много интересного. Например, орнамент из 22 бабуинов над фасадом или изображения в нижней части фасада, повествующие о церемонии освящения храма. В центре, между колоссами Рамзеса II, вырублена ниша со статуей сокологолового бога Ра-Хорахти.

Внутри храма путешественники попадают сначала в пронаос, в котором находятся колонны в виде бога Осириса (лицо у него — Рамзеса II). Потолок зала украшен звездами, а в центре изображены священные грифы — птицы — покровительницы Верхнего Египта богини Нехбет.

Затем следует гипостильный зал с колоннами, на которых показано, как фараон встречается с различными богами Египта. На стенах воспроизведены ритуальные сцены со священной ладь ей. В боковых частях святыни находятся восемь комнат, хранивших дары нубийцев.

Внутри храма можно увидеть замечательные шедевры древнеЕгипетского искусства

А в самой глубине скалы расположено небольшое святилище, к которому ведет коридор длиной в 65 м. Здесь происходит удивительное природное явление, поражающее и современного человека.

Великий правитель

Рамзес II — один из величайших древнеЕгипетских фараонов. Ему обычно присваивался почетный титул А-нахту — «Победитель». Правил Рамзес II целых 67 лет, совершив за это время немало внушающих уважение деяний.

Связанные пленники Рамзеса II. Храмовый рельеф

Фото и описание

Храмы Абу-Симбел — два массивных скальных святилища в Нубии, на юге Египта, недалеко от границы с Суданом. Они расположены на берегу озера Насер, приблизительно в 300 км по дороге на юго-запад от Асуана.

Сдвоенные храмы были первоначально вырезаны в горной породе во время правления фараона Рамсеса II в 13 веке до нашей эры как памятник правителю и его жене Нефертари в честь победы в битве при Кадеш. Их огромные рельефные фигуры на внешней стороне получили мировую известность.

Строительство храмового комплекса началось примерно в 1264 г. до н.э. и продолжалось около 20 лет. Известный, как «Храм Рамсеса, любимца Амона», он был одним из шести подобных каменных сооружений, возведенных в Нубии во время долгого правления этого фараона. С течением времени сооружения пришли в упадок и покрылись песком. Уже в 6-м веке до нашей эры песок засыпал статуи главного храма до колен.

Повторное открытие памятников архитектуры состоялось в 1813 году, когда швейцарский востоковед Жан-Луи Буркхардт нашел верхний фриз главного храма, но не попал внутрь. В 1817 году Джованни Бельцони смог войти в комплекс, чуть позже было сделано первое детальное описание храмов и карандашные наброски.

Комплекс состоит из двух храмов. Более просторный посвящен Ра, Птаху и Амону — трем главным божествам Египта, его фасад украшают четыре большие (20 м) статуи Рамзеса. Помещение меньшего размера — храм богини Хатор, олицетворяющей Нефертари, наиболее любимую из многочисленных жен фараона. Колоссальные фигуры царя, сидящего на престоле в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, были высечены прямо в скале. Верхнюю часть венчает фриз. Статуя слева от входа была повреждена в результате землетрясения, уцелела нижняя часть, а голову и туловище можно увидеть у ног памятника. Рядом расположены и другие статуи, они не выше колен фараона. Фигуры изображают Нефертари, королеву-мать Туй, его первых двух сыновей и первых шестерых дочерей.

Вход венчает барельеф, представляющий два изображения царя, склонившего голову перед скульптурой сокола Ра в большой нише. Отличительной особенностью фасада является стела, на которой запечатлен брак Рамсеса с дочерью царя Хаттусили III как подтверждение мира между Египтом и хеттами.

Внутренняя часть святилища — классической треугольной формы, характерной для самых древних Египетских культовых построек, с многочисленными боковыми камерами. Гипостильный зал размером 18 на 16,7 метров поддерживается восемью огромными колоннами-статуями Осириса, бога подземного царства. Фигуры вдоль левой стены носят белую корону Верхнего Египта, статуи на противоположной стороне носят двойную корону Верхнего и Нижнего Египта. Барельефы на стенах зала изображают батальные сцены разных военных кампаний. Гипостильный зал переходит во второе помещение с колоннами, отделанными сценами подношения богам. Эта комната ведет к святилищу, в котором на черной стене вырезаны из камня четыре сидящие фигуры: Ра, обожествляемого Рамзеса, богов Амона Ра и Птаха.

Считается, что ось храма была расположена таким образом, чтобы 22 октября и 22 февраля лучи солнца проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стенке, кроме Птаха, бога преисподней.

Святилище Хатор и Нефертари, или Малый храм, было построено на расстоянии около ста метров к северо-востоку от храма фараона Рамсеса. Это второй в истории древнего Египта храм, посвященный правительнице. Скальный фасад украшен двумя группами колоссов, которые отделены друг от друга большой аркой. Статуи, высотой чуть более десяти метров, изображают фараона и его жену. По обе стороны от портала находятся две скульптуры правителя в окружении богов Сета и Гора, небольших фигур принцев и принцесс. Интерьер Малого храма представляет собой упрощенную версию Великого храма. Барельефы на боковых стенах каменного святилища представляют сцены подношения различным богам от фараона или царицы.

Каждый храм обслуживал отдельный жрец, который представлял фараона в ежедневных религиозных церемониях.

Перенос (1964—1968)

После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление водами образовавшегося водохранилища Насер. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия.

По одной из идей, нужно было перенести памятники в более безопасное место, по другой – оставить их на месте. ЮНЕСКО созвало по этому поводу специальную комиссию, в состав которой вошли Генеральный директор ЮНЕСКО, глава совещательного комитета и три эксперта. Они поддержали шведско-Египетский проект, в котором планировалось разрезать святыни на крупные части весом до 30 тонн, перенести их в другое место и реконструировать. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место — скалу у старого русла Нила в 180 м от первоначального местоположения храма[неавторитетный источник?].

Статуя Рамсеса Великого в Большом храме Абу-Симбела повторно собрана после переноса в 1967 году.

Строительство плотины началось в 1960 году. Процесс переноса памятника происходил с по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Все работы были осуществлены силами советских[источник не указан 390 дней] специалистов и иностранных инженеров при информационной поддержке ЮНЕСКО (см. также разд. в статье Михаловский, Казимеж).

Во время работ по строительству Асуанской плотины, перенос памятника отставал. Потому вокруг старого храма построили защитную стену от реки. Далее работы проводились на 12 метров ниже уровня Нила.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире.

Про перенос снят подробный документальный фильм.

Храм для «той, ради которой светит солнце»

Как фрески Амарны, повествующие о любви Эхнатона и Нефертити, как рельефы на ларцах и спинке трона, показывающие юных влюбленных — Тутанхамона и Анхесенамон, так и храм Хатхор в Абу-Симбеле рассказывает современному человеку историю красивой любви, случившейся тысячелетия назад.

Несмотря на то, что у Рамзеса II было множество жен и наложниц, подаривших ему свыше сотни детей, Нефертари была его главной и любимой женой с первого же года царствования. Возможно, она стала супругой Рамзеса, еще когда он был принцем.

Изображение царицы Нефертари в облике богини Хатхор на фасаде храма

Стены храма Хатхор в Абу-Симбеле покрыты изображениями подношения даров, традиционными культовыми сценами. А вот колонны храма рассказывают о жизни Рамзеса II и Нефертари.

Отождествление Хатхор и Нефертари, начавшееся статуями фасада, продолжено и внутри храма. В святилище можно увидеть Рамзеса II, восхваляющего богиню Хатхор с обликом Нефертари. Интересны хатхорические колонны, причем на изображениях богини явственно видны… коровьи ушки. И ничего удивительного, что лицо Нефертари украшено подобным образом, ведь корова была священным животным и воплощением прекрасной Хатхор.

Кажется, что весь храм пропитан нежностью и любовью, которую великий фараон-победитель питал к своей прекрасной жене. Как говорится в посвятительной надписи на фасаде храма, «той, ради которой светит солнце».

Малый храм «великой супруги царской»

Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.

Фрагмент статуй храма Рамзеса II

Оцените статью