Хорив

Странствование по пустыне до горы Синай

Исх. 15, 22–26: Мерра: горькая вода превращена в сладкую – о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, – прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кресте Господнем.

12 источников и 70 финиковых деревьев в Елиме (Исх. 15, 27) – 12 апостолов и 70 – источник и плод.

Исх. 16, 1–3: Ропот сынов Израилевых.

Бог посылает перепелов и дает хлеб (Исх. 16, 13–21). Манна небесная – чудесное промышление Божие и прообраз пришествия Христа, таинственного Небесного Хлеба.

Исх. 16, 22–30: Постановление о субботе: “вышли в седьмый день собирать и не нашли” – о сегодняшнем соблюдении праздников.

Исх. 17, 1–7: Вода из скалы в Рефидиме, – вода из скалы Хорив, – образ покаяния заблудшей души.

Встреча Моисея с Иофором (Исх. 18, 1–12): Иофор дает совет Моисею. Благоразумие Моисея, назначение судей.

Паломничество

Православный священник поднимается на гору Моисея по длинной тропе.

Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек, паломников и, главным образом, просто туристов, которые приезжают, в основном, с курорта Шарм-эш-Шейх. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.

Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности. Мечеть на вершине открыта.

В Синае сохранились около 113 древнеармянских и 20 грузинских надписей.

Десять казней Египетских

Фараон отказывается отпустить Израиля (Исх. 5, 1–5).

Исх. 5, 6–18: Угнетение народа усиливается.

Ропот народа на Моисея и Аарона (Исх. 5, 19–21).

Исх. 5, 22–6, 13: Обещание Божие об избавлении.

Чудеса и знамения Моисея. Казни Египетские:

Жезл превращается в змея (Исх. 7, 8–13).

Вода Нила превращается в кровь (казнь первая – Исх. 7, 14–24).

Жабы в домах (вторая казнь – Исх. 7, 25 – 8, 15).

Мошки (третья казнь – Исх. 8, 16–19).

Песьи мухи (четвертая казнь – Исх. 8, 20–32).

Моровая язва (пятая казнь – Исх. 9, 1–7).

Воспаление с нарывами (шестая казнь – Исх. 9, 8–12).

Град (седьмая казнь – Исх. 9, 13–35).

Саранча (восьмая казнь – Исх. 10, 1–20).

Тьма (девятая казнь – Исх. 10, 21–29).

Возвещение от Бога о поражении первенцев (Исх. 11, 1–10).

Исх. 12, 1–28: Установление Пасхи.

Исх. 12, 29–36: Смерть первенцев (десятая казнь).

О долготерпении и гневе Божием. Последовательность казней Египетских. Бедствия, как последствие непослушания Богу с итогом – смерть.

Десять чудес как десять опровержений ложных божеств.

Ветхозаветная пасха. Луч свободы в ночи рабства. Кровь принесенного в жертву агнца, как прообраз кровной спасительной жертвы любви Христовой.

Как добраться

Проезд: Добраться в монастырь лучше всего в составе экскурсионной группы.

В монастырь св. Екатерины, а точнее, в деревню Эль Милгу (для иностранцев деревню иногда называют Санкт Кэтрин), где находится монастырь, можно попасть автобусом из Каира. Автобус отправляется с автовокзала «Тургоман», рейс в Эль Миглу идет только раз в сутки, в 11,00 утра, но лучше, перед поездкой уточнить. Время в пути около 8 часов Билет стоит около 10 долларов. От Шарм-эль-Шейха можно добраться через Дахаб и Нувейбу откуда к монастырю идут микроавтобусы Bedouin Bus. Из Дахаба минибасы отходят от Marine Garden Camp и отеля Jowhara на еl Mashraba Street. Из Нувейбы от Nuweiba Hospital и порта, с остановки напротив кафе «Хамид». От этих курортов до Эль Миглу ехать от 2 до 2,5 часов, билет стоит 55 Египетских фунтов, это около 8 долларов. Все автобусы останавливаются в центре деревни, напротив мечети, откуда до монастыря не более километра пути. Вход в монастырь бесплатный, платить 20 фунтов нужно только если Вы хотите посетить сокровищницу монастыря. От Шарм-эль-Шейха в Дахаб можно доехать тем-же Bedouin Bus за 11 фунтов. В принципе, если все спланировать, то вполне возможно попасть в монастырь св. Екатерины самостоятельно. Особенно актуально это для тех, кто едет паломником и кого интересует именно религиозная сторона вопроса. На экскурсиях все поставлено на поток, времени на поклонение мощам св. Екатерины, осмотр редчайших икон VI века и Неопалимой Купины, где Моисей встречался с Господом в первый раз, практически не остается, обычно, поездку совмещают с посещением горы Синай и к прибытию в монастырь все уже порядком устают. Экскурсия подходит тем, кто хочет ознакомится со святыми местами поверхностно. Кстати, для самостоятельных путешественников есть возможность остановится в монастыре, для паломников есть свободные гостевые кельи. Если Вам по какой-либо причине откажут в приюте при монастыре, то в деревне всегда можно найти где остановится.

Моисей на горе Синай

Ветхий завет, описывает причины того, почему Моисей удалился на гору Синай.

Израильский народ, отверженный Египетскими богами, сановниками, шел за Моисеем, представителем царской семьи. Войска фараона, стремясь уничтожить евреев, гнали их к пустыне. Многие погибали. Некоторые затруднялись принять наставления Моисея, продолжая тайное поклонение Египетским богам. Спустя 3 месяца после исхода из Египта они достигли подножия горы.

Густой туман сгустился, гремела гроза, голос Божий наводил страх. Покинув временно свой еврейский народ, провел Моисей на горе Синай 40 дней, 40 ночей, постясь и ожидая разговора с богом. Его ожидание не было тщетным. Произошло дарование Торы. Сам Бог записал «сердце Торы», то есть 10 заповедей, на каменных скрижалях.

За время отсутствия Моисея, люди стали поклоняться «золотому тельцу», своими руками созданному идолу. Вернувшийся, разгневанный этим фактом Моисей разбил скрижали из камня у подножия Синая, но уговорил Бога не уничтожать еврейский народ за идолопоклонение. После раскаяния вновь поднялся к Богу и записал десять заповедей, которые являются незыблемой основой нравственности для всего мира на протяжении нескольких тысячелетий.

Что смотреть

Поток желающих совершить паломничество в одну из главных святынь христианского мира не уменьшается. Туристам предстоит совершить долгий путь, чтобы добраться туда, потому что место, где находится гора, окружено пустыней на десятки километров.

От подножия к вершине ведут две дороги:

  • «Лестница покаяния» представляет собой 3100 прорубленные каменные ступени, короткий, но крутой, трудный для физически не подготовленного человека путь. Традиционный путь паломников можно преодолеть исключительно пешком днем.
  • «Верблюжья тропа», более длинный, не такой сложный подъем, проложенный с возможностью преодоления части пути на верблюдах. Местные жители предоставляют животных для туристов за 15 USD – 20 USD, но для этого рекомендуется поторговаться и снизить цену. Имеются места для отдыха, предлагают теплые одеяла. Продают еду, местные сладости, напитки. По времени подъем на высоту 2285 метров занимает около 3 часов.

Последние 750 ступени – соединение обоих дорог, общий путь для всех

Этот отрезок самый непростой, проходить его необходимо с особой осторожностью. И только мысль, что наверху святое место встречи Господа и Моисея, дает силу противостоять искушению вернуться

Кроме встречи рассвета туристы осматривают достопримечательности, расположенные по склонам:

  • православный храм пророка Илии;
  • источник «Вода Моисея»;
  • пещеру, в которой Моисей ожидал Голос Божий;
  • Православную церковь Святой Троицы; часовню, которая сохранила фрески, изображающие сцены жизни Моисея, мозаику с изображением Девы Марии и младенца Иисуса;
  • мечеть;
  • монастырь Святой Екатерины (высота 1575 метров) рядом с Неопалимой Купиной. На территории монастыря располагается колодец, вырытый Моисеем, мощи Святой Екатерины. Он возведен в честь канонизированной Святой Екатерины, отказавшейся от предложения руки и сердца правителя Египта Максимина. Не сумевший убедить возлюбленную отказаться от служения богу, Максимин приказал её казнить. Восемнадцатилетняя красавица была казнена, но осталась верна своей вере. Её тело спрятали синайские монахи. Сейчас посетители монастыря могут видеть мощи Екатерины.

Вход доступен в Монастырь Святой Екатерины (5 USD). Остальные сооружения закрыты, осматриваются только с внешней стороны. В монастыре открыт музей, экспозиция которого содержит тысячелетние манускрипты. Икон, подобных монастырским, в мире больше нет.

Вам может быть интересно:

1.
Библейская энциклопедия – Фараон – архимандрит Никифор (Бажанов)

2.
Закон Божий – протоиерей Серафим Слободской

3.
Закон Божий – протоиерей Серафим Слободской

4.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иуда Маккавей – профессор Александр Павлович Лопухин

5.
Путь разума в поисках истины – Глава IV. Религия и человеческая деятельность – засл. профессор Алексей Ильич Осипов

6.
Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста – 36. Казни Египетские – протоиерей Михаил Фивейский

7.
Открываем Священное Писание – протоиерей Вячеслав Резников

8.
Жизнь Господа нашего Иисуса Христа – Введение. – протоиерей Тимофей Буткевич

9.
Священная история – Андрей Николаевич Муравьёв

10.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иоанн Гиркан – профессор Александр Павлович Лопухин

Домашнее задание

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ – От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную

– Выписать из Священного Писания беседу Бога с Моисеем (Исх. 3, 1–22);

– Выписать из Священного Писания событие установления Пасхи (Исх. 12, 1–28);

– Выписать из Священного Писания ропот сынов Израилевых (Исх. 16, 1–3);

– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Десять Заповедей (Исх. 20, 1–17);

– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию (Исх. 40, 34–38);

– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем (Втор. 31, 11);

– Выписать из Священного Писания явление Господа Моисею и Иисусу Навину (Втор. 31, 14–23).

Повторить вопросы:

1. Жизнь Израильтян в Египте.

2. Жизнь Моисея.

3. Призвание Моисея при горе Хорив.

4. Десять казней Египетских.

5. Исход. История установления Ветхозаветной пасхи.

6. Переход через Чермное море.

7. Странствование по пустыне до горы Синай.

8. Синайское законодательство.

9. Золотой телец.

10. Строительство скинии. Учреждение священства.

11. Поход до земли Обетованной.

12. Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной.

13. События сорокалетнего странствования по пустыне.

14. Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина.

15. Законодательство Моисея.

16. Теократическая форма правления.

Святыни и сокровища

  • глава и десница вмц. Екатерины
  • икона Божией Матери «Алтарница» (в алтаре)
  • Неопалимая Купина (терновый куст, из которого Господь беседовал с Моисеем; в часовне)

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был
завоёван и разорён, в настоящее время он обладает огромным собранием
икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению
только Апостолической библиотеке Ватикана.

Библиотека

Библиотека в монастыре была создана только в 1734 году при архиепископе Никифоре, до этого времени работ по изучению книг и рукописей не проводилось.

К наиболее ценным манускриптам библиотеки монастыря относятся:

  • двенадцать листов одного из древнейших текстов Библии, Синайского кодекса (IV век), который был вывезен из монастыря в Россию в 1859 году;
  • Сирийский кодекс V века;
  • десять листов унциального манускрипта VI века на греческом языке с текстом Евангелия от Матфея (Кодекс 074);
  • греческое Евангелие 717 года (подарок монастырю византийского императора Феодосия III);
  • Синайская псалтырь (XI век) — древнейшая псалтырь на славянском языке.

В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском
и славянских языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны
также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям
книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания, в библиотеке
монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и
свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В 2005 году было объявлено о строительстве в монастыре специального хранилища для этого собрания взамен книгохранилища, построенного в 1951 году у южной монастырской стены.

Собрание икон

В монастыре имеется уникальное собрание икон,
имеющих исключительную духовную, художественную и историческую
ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире. Несколько энкаустических икон доиконоборческой эпохи в 1850 году было вывезено в Россию архимандритом Порфирием (Успенским) (с 1940 года иконы хранятся в собрании киевского Музея западного и восточного искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев).

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков).
Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими
мастерами. Иконы сохранились, так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества. Работ западноевропейского письма в собрании мало, но присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов, сочетающие в едином стиле черты «западного латинства» и «греческого византинизма».

Единственной иконой, почитаемой в монастыре чудотворной, является триптих XIII века с изображением Богородицы Бематариссы со сценами богородичного цикла. Икона не имеет отдельного дня празднования и специальной службы, располагается в алтаре кафоликона слева от горнего места.

История

Гора Синай, чья высота почти 2250 метров, расположена на одноименном полуострове, сегодня это территория Египта. Также имеет название Хар-Синай на иврите и Джебель-эль-Тур на арабском языке.


Священная гора Синай в Египте

Вопреки распространенному мнению это ряд вершин, а точнее 3 параллельных гребня: западный Джебель-эль-Хамр, средний Синай (который и считается горой Моисея) и восточный гребень.

Важно! Именно на этом месте по преданию Моисей получил 2 каменные скрижали, на которых сам Господь начертил 10 заповедей для еврейского народа. При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев

Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем

При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев. Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем.

Почитание данной местности считается древнехристианской традицией, начало которой было положено в 6 веке, согласно свидетельству Евсевий Кесарийский. Уже со II века на Хориве селились христианские монахи и отшельники, которые желали найти и обозначить упоминаемые места в Писании.

В 249 году в Египте правительство стало гнать христиан, и они стали убегать в горы, положив начало нескольким церквям и монастырю на вершине. В 330 году н.э. с разрешения и поощрения императрицы Елены монахи воздвигли часовню и башню.

Позже сюда были перенесены останки великомученицы Екатерины и в 527 году уже другой правитель, император Юстиниан основал тут монастырь, который сегодня известен как обитель святой Екатерины, где и хранятся ее мощи.

Во времена крестовых походов и войн Синай особо не пострадал, его даже обходили стороной воинственные арабы и турки, но когда в 639 году мусульмане захватили Александрию они прервали связь Византии и местных христианских обителей.

Так, куст растущий тут считается Неопалимой купиной, той самой, из которой Бог заговорил с Моисеем при первой встрече.


Неопалимая купина поблизости горы Синай

С тех пор монастырь стал независим и в IX веке избрал своего епископа, а позже и архиепископа. Несмотря на самоуправление постепенно монахи попали под влияние католической церкви и смог вернуть независимость лишь в 1439 году.

На заметку! Сегодня гора является местом поклонения сразу трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Монастырь святой Екатерины является центром Синайской православной церкви и находится под юрисдикцией иерусалимского патриарха.

Упоминания в Священных книгах

Пик упоминается в двух священных религиозных книгах — в Библии и Коране. При этом в первой имя Синай часто заменяется другими названиями: гора Божия (Исх. 18:5), гора Хорив (Исх. 33:6) или просто место Хорив, также наименование Фаран употребляется для этой вершины.

Разные названия возникли из-за трудностей перевода, поскольку в древнееврейском языке авторы Библии использовали разные слова для обозначения этой местности, например, Хорив означает пустынность, а Фаран — пещеры, которые образуются в скалах в этих горах.

Интересно! Само же слово Синай имеет древнееврейский корень «син», что означает куст терновника — это отсылка к истории о Неопалимой Купине с которой встретился Моисей.

Помимо конкретных упоминай местности, пик употребляется в Библии и в переносном значении, например «завет от горы Синайской» упоминается в послании Галатам апостолом Павлом как метафора плененного человечества. Очень часто это место упоминается как подножие или престол Бога, поэтому и считается у евреев священным местом.

В Коране же встречается только два упоминания о Хориве как о святом месте:

  1. В 95 главе суре «Ат-Тин»: Аллах там клянется святой вершиной «Клянусь горой Синаем!» (Ат-Тин: 2);
  2. В суре «Аль-Муминун» как место произрастания дерева, чьи плоды употребляются в пищу человеком: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай…» (Аль-Муминун: 20).

Помимо этих упоминаний, вершина часто встречается в исторических древнееврейских документах, что подтверждает особое значение ее в иудаизме. Христиане же считают это место священным опираясь только на Библию и тексты святых отцов церкви.

Поход до земли Обетованной

Перепись всего народа по повелению Божию (Чис. 1).

Распределение колен в стане и их начальники (Чис. 2).

Правило о левитах (Чис. 3 – 4).

Законы и правила в стане (Чис. 5–6):

Удаление всего нечистого (Чис. 5, 1–4).

Закон о возмещении убытков (Чис. 5, 5–10).

Закон о ревности (Чис. 5, 11–31).

Закон о назорействе (Чис. 6).

Последние наставления перед отправлением в путь (Чис. 8–9):

Чис. 8, 1–4: Повеление о светильниках и семи лампадах.

Повеление об очищении левитов (Чис. 8, 5–22).

Чис. 8, 23–26: О служении левитов.

Чис. 9, 1–14: Предписание о праздновании Пасхи.

Чис. 9, 15–23: Облако, покрывающее скинию.

Странствования от Синая до Моава (Чис. 10, 11 – 21, 35):

Отправление в путь: Ковчег Завета, как высшая святыня впереди стана.

Грехи Израиля:

Чис. 11, 1–3: Ропот в Тавере.

Чис. 11, 4–9: Воспоминание со сладостью во времена тягостей о оставленном Египте.

Чис. 11, 10–15: Скорбь и молитва Моисея о помощи.

Чис. 11, 16–30: Божий ответ Моисею: семьдесят старейшин.

Чис. 11, 31–35: Перепела и поражение язвой в Киброт-Гаттааве, – мясо перепелов, – смерть, как наказание за пресыщение на пути к свободе и помощь Божия, как награда за терпение.

Чис. 12, 1–8: Моисей берет в жены Эфиоплянку. Мариам и Аарон упрекают Моисея. Господь защищает Моисея. Прообразовательное значение женитьбы Моисея.

Чис. 12, 9–15: Проказа Мариам. Моисей молится о ее исцелении.

Двенадцать соглядатаев в земле Обетованной (Чис. 13):

Назначение соглядатаев (Чис. 13, 1–17).

Чис. 13, 18–21: Отправка соглядатаев.

Осмотр земли Обетованной (Чис. 13, 22–25).

Чис. 13, 26–34: Сообщение вернувшихся соглядатаев.

Неготовность израильтян в решительный момент истории, неверие в помощь Божию и, как результат, долголетние странствование по пустыне.

Восстание Израиля (Чис. 14):

Чис. 14, 1–3: Ропот.

Чис. 14, 4–10а: Иисус Навин и Халев уговаривают народ.

Чис. 14, 10б-12: Гнев Господень.

Чис. 14, 13–19: Ходатайство Моисея за народ.

Чис. 14, 20–38: Суд Божий над Израилем за неверие, – решение о сорокалетнем странствовании (Иисус Навин и Халев вошли в землю Обетованную).

Поражение Израиля Амаликитянами и Хананеями (Чис. 14, 39–45).

Гора Моисея

Рекомендовать место

10

Гора Моисея — одна из иудейских и христианских святынь. Здесь Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали.

Существует поверье, что человеку, поднявшемуся на гору и встретившему на ней рассвет, отпускаются все грехи. К слову, это один из наиболее легких путей избавления от грехов, поскольку путь на вершину недолог (3000 ступеней), да и рассвет – вещь, скорее, прекрасная и легкая, чем лишенная благ (главное, запастись теплой одеждой, чтобы не замерзнуть).

Координаты: 28.54110000,33.97522000

Оцените статью