Карнакский храм

Религиозное служение

Изображение Рамсеса III в храме Хонсу

После того, как древнеЕгипетский культ Амона-Ра постепенно превратился сперва в региональный, а затем и в государственный, фараоны эпохи раннего Среднего царства начинают строительство храмового комплекса (продолжавшееся более тысячи лет), в котором жрецы Амона могли бы с приличествующей им пышностью и торжественностью отправлять свои ежедневные службы. Как и для Амона, были возведены храмы для его супруги, богини Мут, и для их сына, лунного бога Хонсу. Вместе они образовывали так называемую фиванскую Триаду. Кроме них, в Карнаке также выстроен храм бога Монту, ставшего ещё при XI династии покровителем города Фивы.

C периода Нового царства ежегодно отмечался Праздник Опет — символическое бракосочетания Амона и Мут. Барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу (фиванская триада) перевозились из Карнакского храма в Луксорский (егип. Jpt-rst), расстояние между которыми около 2 км.

Архитектура

Наиболее значительным зданием всего комплекса является храм Амона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину 113 метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров. Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). Помимо пилонов, величественный вид представляет колонный зал, начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га). Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой год правления, Гем-па-Атон — храм Атона.

В части, посвящённой Амону, находятся:

  • большой храм Амона-Ра
  • храм бога Хонсу (разм. 80х30 метров. Строительство начато при Рамсесе III, продолжено при Рамсесе IV, Рамсесе XI, закончено при Херихоре.
  • «священная барка» Рамсеса II
  • храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII)
  • небольшой храм бога Птаха
  • храм Аменхотепа II

Здесь также находятся т. н. Белая капелла (старейшее сохранившееся здание комплекса, возведённое при Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице Хатшепсут здание, с настенными изображениями её коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими религиозными празднествами); Алебастровая капелла (построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамсеса III. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 метров. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.

Часть, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в 350 метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связана малой аллеей бараноголовых 66 сфинксов, и имеет размеры 250×350 м. Здесь находится окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут, а также храм и «родильный дом» Рамсеса III. Входной портал в храм богини Мут был создан при фараоне Сети I. Рядом находился также храм Камутеф. В 1840 году эти храмы были в значительной степены разрушены с тем, чтобы использовать их как строительные материалы при возведении фабрики.

В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорской аллеей, по обеим сторонам которой были установлены сфинксы. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.

Храм Осириса и Опета

Храм Осириса и Опета Ханна Петен / фото изменено

Примыкающая к юго-западной стороне Храм Хонсу небольшая Храм Осириса и Опета (богиня гиппопотама родов и мать Осириса), построенная Эйергетсом II. Он стоит на трехметровой высоте, увенчанной карнизами кабета, с главным входом на западной стороне. На стойках дверного проема король изображен перед Осирисом и другими божествами.

Вход с западной стороны ведет в прямоугольный зал с хорошо сохранившимся потолком, поддерживаемым на двух колоннах с цветочными капителями и головами Хатхор. Высокие на южной стене — решетчатые окна. Справа — три боковые камеры с криптами; дверь слева обнесена стеной. Помимо этого есть второй зал, с настенные рельефы изображая короля в присутствии различных божеств.

В этом зале открываются две боковые камеры. В левой руке — рельеф мертвого Осириса, с Изидой и Нефтисом, стоящим у буря, а справа — посвящение рождению Хоруса. Рельеф над дверью этой комнаты показывает, что Изида сосала Хоруса в окружении богов; слева король приносит молоко, справа, ткань. На перемычке Харсомтус изображен на болоте под видом сокола в двойной короне, защищенной богиней гиппопотама Опетом и богиней льва.

Дверь с фигурой богини Opet ведет в святилище, с нишей, в которой первоначально находилась статуя богини. Рельефы в нише показывают короля в присутствии Opet, который представлен справа как пост с головой Хатхора и слева как бегемот. В восточной стене храма находится небольшая Часовня Осириса, построенный Птолемеем XIII, с собственным входом с восточной стороны. К этому храму принадлежит шахта, которая стоит в Святилище храма Опета и, возможно, содержала реликвию Осириса.

История и судьба сооружения

Луксорский храм предположительно построен уже в эпоху Нового Царства – в XIV-XI веках до нашей эры. Хотя ученые и сейчас не могут прийти к единому мнению по поводу того, когда же все-таки была возведена эта постройка. Есть мнение, что закладка храма произошла еще в эпоху Среднего Царства – свидетельством этого служили иероглифы на стенах Белого храма.

Луксорский храм выполнял возложенные на него функции вплоть до покорения Египта Александром Великим, который в 320 году до нашей эры попытался возродить его славу времен Аменхотепа III. Но после смерти Александра наместник Рима на территории Египта Птолемей разрушил Фивы и его великолепные храмы. Это случилось в 84 году до нашей эры.

Уже в VII веке нашей эры Египет был захвачен мусульманами. Уже тогда Луксорский храм и большая часть его построек была скрыта под толстым слоем нильского ила. В XIII веке на вершине храма была построена мечеть Абу Хаттаг. До наших дней дожил лишь один из ее минаретов.

В конце XIX века археолог из Франции Гастон Мосперо организовал раскопки Луксорского храма. И хотя активно его стали раскапывать лишь в 30-х годах прошлого столетия, официальным годом открытия храма считается 1884 год. А в 1989 году произошло очень значимое событие – под полом храма были обнаружены 26 статуй. Скорее всего, жрецы спрятали их, чтобы спасти от разрушения во время разграбления. Сегодня эти статуи находятся в Луксорском музее.

Великий Храм Амона

Великий Храм Амона

Великий Храм Амона — главное здание храма Карнака, и, как почти все сохранившиеся памятники Египта, храм видел дополнения и улучшения руками многих фараонов на протяжении веков. Но форма храма, которую вы видите перед собой сейчас, в основном связана с фараоном Тутмосом I, который сделал Фивскую столицу Нового Королевства и расширил здесь первоначальный скромный храм, поскольку он больше не казался адекватным силе бога и короля. Большая часть вашего времени в Карнаке будет проводиться внутри этого впечатляющего здания, но не ошибайтесь, думая, что это все, что может предложить комплекс Карнак.

  • Прочитайте больше:
  • Изучение Великого Храма Карнака Амуна, Луксора

Храм Амона-Ра

Рекомендовать место

13

1

Храм Амона-Ра — наиболее значительное сооружение древнеЕгипетского комплекса Ипет-Исут, расположенного в Карнаке и вошедшего в перечень ЮНЕСКО.

Храм имеет 10 пилонов, длина самого крупного из которых составляет 113 метров, ширина — 15 метров, а высота — порядка 45 метров. Строение занимает площадь в 30 гектаров и поражает своей грандиозностью, великолепием и гармоничностью.

Храм соединяется с такой же знаменитой Луксорской трехкилометровой легендарной аллей Сфинксов. На территории сооружения возвышаются огромные колонны, украшенные искусными барельефами с изображением богов и фараонов. Здесь можно полюбоваться сохранившимися колоссальными обелисками и статуями.

Помещения храма разделены на три обнесенные стенами части, посвящённые богам Амону, Монту и Мут. Первая часть содержит святилища богов Амона-Ра, Хонсу, Ипет, Птаха и фараонов Аменхотепа Второго и Рамзеса Третьего, а также «священную барку» Рамзеса Второго. Также здесь можно увидеть Белую, Красную и Алебастровую капеллы. У центрального здания находится Священное озеро, питаемое грунтовыми водами. Оно окружает храм богини Мут.

Общая информация

Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила. Сейчас это территория современного города Луксор, а раньше здесь находились Фивы – столица древнеЕгипетского государства. Храмовая постройка располагалась на юге города. Конечно, до нашего времени она сохранилась не в первоначальном виде, но в некоторых местах еще встречаются следы краски, а в самом храме видны очертания залов. Изначально храм в Луксоре соединялся со знаменитым Карнакским храмом трехкилометровой мощеной  аллеей сфинксов.

Красота и размеры Луксорского храма поистине впечатляющи – его длина достигает 260 метров, а с каждой стороны от входа расположены мощные пилоны высотой 20 метров и длиной около 70 метров. Один из пилонов построен при Рамзесе II и украшен рельефами с изображениями одержанных им побед. Известно, что во времена Древнего Египта у входа в храм стояли 6 статуй этого правителя, но сейчас мы можем увидеть лишь три из них. У одного из входов находится обелиск. Раньше рядом с ним был еще один, но его увезли во Францию в конце XIX столетия. А первый обелиск хорошо виден на многочисленных фото этого места.

Сразу после входа в Луксорский храм вы попадете в перистильный зал, созданный при Рамзесе II. Пройдя по нему, вы выйдете к колоннаде, возведенной при Аменхотепе III. Аллея из колонн имеет протяженность 100 метров и состоит из 14 рядов столпов в виде свитков папируса. Затем следует еще одна колоннада – гипостильный зал, образованный 32 колоннами и ведущими в сердце храма – святилище. Пройдя еще немного, вы попадете в Храм Амона в Луксоре – самое позднее из зданий храмового комплекса. Он возведен уже в период царствования великого полководца Александра Македонского.

Презентация на тему: » Храмовые комплексы в Луксоре и Карнаке. Аллея сфинксов перед храмовым комплексом.» — Транскрипт:

1

Храмовые комплексы в Луксоре и Карнаке

2

Аллея сфинксов перед храмовым комплексом

17

ХРАМ В КАРНАКЕ Карнак (древне-егип. — Ипет-Исут), комплекс храмов (20 в. до н. э. — конец 1-ro тыс. до н. э.), названный по одноимённому арабскому селению на территории древних Фив, главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (16-11 вв. до н. э.).

18

План храмового комплекса

19

В Карнакском храме огромное впечатление производит гипостильный зал фараона Сети I, в котором расположено 12 центральных колонн, достигающих в высоту 23 метров и 122 колонн немного ниже.

20

Это самый большой в мире религиозный комплекс. Это огромное сооружение, сравнимое разве что с пирамидами Гизы. Каждый большой строительный период заканчивался сооружением стены вокруг храма с 2 башнями-пилонами на фасаде, к которым приставляли обелиски и статуи.

21

Главная достопримечательность карнакского храма — грандиозный многоколонный зал — гипостиль, стены и стволы колонн которого были покрыт цветными рельефами. К святилищу вела от Нила аллея сфинксов. Зодчие К.: Инени, Хапусенеб, Пуимра, Сенмут, Менхеперрасенеб вв. до н. э.; Аменхотеп, сын Хапу, Аменхотеп Младший — 15 в. до н. э.; Майа, Иупа, Хатиаи, Пареннефер и др вв. до н. э. ы Аменхотеп Младший

22

Первый пилон

24

Залы, посвященные Сокару

25

Гипостильный зал

27

Двор Аменхотепа III

28

Зал празднеств Тутмоса

29

Обелиск Тутмоса

30

Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками фараонов, обнаруженными в других местах храма — древнейший исторический источник. Именно отсюда мы черпаем значительную часть наших знаний о Египте и соседних странах. Они напоминают нам также библейские истории. Посреди зала, минуя множество пилонов, высится величайший обелиск мира — 39-метровый гранитный моно- лит красного цвета в виде устремленной вверх иглы.

31

Святилище. Рельеф

32

Стела царицы Хатшепсут

33

Седьмой пилон Тутмоса

34

Статуя Рамзеса II.

35

Статуя царицы Бент- Анат в ногах колосса Рамзеса II.

36

Стелы-пилястры

38

Храм Рамзеса III.

39

Центральная часть храма Амона

40

Главным божеством, почитаемым в храме, был Амон Ра, который стал самым главным Египетским богом после превращения Фив в столицу. Амон является самым крупным по размерам и протяженности храмом в комплексе Карнака. 10 пилонов стоят в Карнакском храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток. Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся святилища.

41

Вестибюль святилища

42

Колонна большого павильона Тахарки и большой пилон

45

Заупокойный храм царицы Хатшепсут

46

Заупокойный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия, Новое царство) в Дейр-эль-Бахри в Фивах, построенный архитектором Сененмутом, был посвящен богине Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы.

47

Дорога к храму царицы Хатшепсут

53

Богиня Хатхор

55

Рельеф. Бог Гор и царица Хатшепсут

56

Рельеф. Бог Гор

58

Богиня Хатхор

59

Храм Абу-Симбел

60

Абу-Симбел. Ширина храма — 35 метров. Высота — 30 метров. Фронтон храма украшают четыре гигантских статуи, каждая по 20 метров в высоту. В маленькой нише над входом в храм располагается статуя бога Ра. Центральный вход ведет в большой зал с массивными колоннами по бокам, в виде статуй

61

Храм Абу-Симбел был вырезан прямо в скале в тринадцатом веке до нашей эры великим фара- оном Рамзесом II в честь себя и в честь триады: Амон-Ра, Птаха и Ра-Харахте

Храм был сооружен вместе с меньшим храмом, посвященным жене Рамзеса, Нефертари и богине Хатор (дочери Ра-Харахте) на стратегически важном месте, на изгибе реки Нил, как внуши- тельный памятник могущества Египта. Уже в наше время, построенная на Ниле Асуанская плотина, стала нести угрозу храму

В результате чего, в г.г. храм был разрезан на тысячу частей и перенесён на 60 метров выше на искусственно сооруженную скалу, благодаря чему и был спасён.

Оцените статью