Большой храм рамзеса ii — абу-симбел

Перенос (1964—1968)

После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление водами образовавшегося водохранилища Насер. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия.

По одной из идей, нужно было перенести памятники в более безопасное место, по другой – оставить их на месте. ЮНЕСКО созвало по этому поводу специальную комиссию, в состав которой вошли Генеральный директор ЮНЕСКО, глава совещательного комитета и три эксперта. Они поддержали шведско-Египетский проект, в котором планировалось разрезать святыни на крупные части весом до 30 тонн, перенести их в другое место и реконструировать. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место — скалу у старого русла Нила в 180 м от первоначального местоположения храма[неавторитетный источник?].

Статуя Рамсеса Великого в Большом храме Абу-Симбела повторно собрана после переноса в 1967 году.

Строительство плотины началось в 1960 году. Процесс переноса памятника происходил с по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Все работы были осуществлены силами советских[источник не указан 390 дней] специалистов и иностранных инженеров при информационной поддержке ЮНЕСКО (см. также разд. в статье Михаловский, Казимеж).

Во время работ по строительству Асуанской плотины, перенос памятника отставал. Потому вокруг старого храма построили защитную стену от реки. Далее работы проводились на 12 метров ниже уровня Нила.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире.

Про перенос снят подробный документальный фильм.

Храмы


Храм Рамсеса

Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, малый, — воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари, и посвящён богине Хатхор.

В первом из них, построенном после победы над хеттами[неавторитетный источник?] и отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов — Амона, Ра-Хорахти и Птаха — и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II[неавторитетный источник?]), высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи — матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.)

В конце коридора

Храм спроектирован таким образом, что дважды в год — в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля — солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает 4 сидящие статуи богов; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут — фигура Рамзеса II (он в центре). На бога Птаха солнце не падает никогда. Во внутренних помещениях храма — 2 гипостиля, молельни и помещение святилища со статуями Амона, Ра-Хорахти, Птаха (все, как и статуи при входе, с лицами Рамзеса II) и Рамзеса II.
Перед малым храмом стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному — царицы; высота статуй около 10 м. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе II (595—589 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

Модель, иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды

С течением времени, храмы пришли в упадок и в конце концов были засыпаны песком. Уже во время похода Псамметиха II в VI веке до н. э. песок покрывал статуи главного храма до колен. Затем о храме забыли вплоть до 1813 года, когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел верхний фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии итальянскому исследователю и авантюристу Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог откопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешно проникнув в храмовый комплекс.

Хатхор и Нефертари

Небольшой изящный храм неподалеку от храма Рамзеса II посвящен богине любви Хатхор. В образе этой прекрасной богини зодчие отразили лик любимой супруги великого фараона — царицы Нефертари.

Храм Хатхор также высечен из скалы

Комплекс Абу-Симбела, состоящий из двух храмов, сразу задумывался как посвящение не только одному фараону, но и его любимой жене. Эти храмы представляют собой неразрывное целое и стилистически, и идейно.

Храм Хатхор также вырублен в скале. Вход в него окружают шесть 10-метровых статуй, выступающих из горы прямо навстречу солнцу.

Четыре статуи изображают бога Осириса с лицом Рамзеса II. Две скульптуры между богами, по обе стороны от входа, представляют богиню Хатхор с лицом Нефертари.

Осирис и Хатхор: статуи богов имеют явное сходство с Рамзесом II и его супругой

Абу-Симбел

Городок Абу-Симбел расположен на самой границе с Суданом. Здесь находится великий храм Рамзеса II, вырубленный в скале. Его отличают огромные статуи фасада высотой в 20 м и великолепные, отлично сохранившиеся барельефы. Это один из самых красивых и хорошо уцелевших храмов Древнего Египта.

Лик Рамзеса II можно увидеть на колоссальных статуях Абу-Симбела

Храм вырублен в скале из мелкозернистого песчаника высотой в 100 м. Древние египтяне называли ее священной. Кроме того, в надписях это место упоминается как «крепость Рамессополис», поэтому, вероятно, гору укрепляли фортификационными сооружениями, что для времени Египетско-нубийских войн вполне понятно.

Как и многие другие достопримечательности Древнего Египта, храм в Абу-Симбеле занесло песком. Нашел его в 1813 г. швейцарский историк и авантюрист Иоганн Людвиг Буркхардт, которому вообще принадлежит много открытий древних памятников. Когда Буркхардт нашел затерянный храм, из песка виднелись только головы колоссальных статуй.

Вход в храм очистил другой известный авантюрист — Джованни Батиста Бельцони. С 1817 г. храм стал доступен для посещения, но еще долгие годы путешественники добирались туда с большим трудом, преодолевая пески пустыни. Сейчас туристы, чтобы достигнуть Абу-Симбела, чаще всего используют комфортабельный круиз по Нилу.

Храмы

Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нефертари.

В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале.

В первом зале храма Рамзеса II   PDTillman, CC BY-SA 2.0

У входа в храм, по бокам, высечены в скале четыре колоссальных изображения сидящего царя, высотой приблизительно в 20 м.

Абу Симбел William Henry Goodyear, Joseph Hawkes, and John McKecknie, CC BY-SA 3.0

Впереди малого храма стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному — царицы.

Боги Сет (слева) и Гор (справа) поклоняющиеся Рамсесу в Малом храме Абу-Симбел Chipdawes, CC BY-SA 3.0

На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе I (664—610 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

Храмы в Абу Симбеле сейчас

В середине нашего века храмам угрожала серьезная проблема. Им грозило затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция под эгидой ЮНЕСКО была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

В 60-х годах была проведена уникальная операция — храмы в Абу Симбеле были аккуратно распилены и перенесены на новое более высокое место — сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, иначе их поглотило бы водохранилище Насера, появившееся после возведения Асуанской плотины.

22 сентября 1968 года храмы в Абу Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения. Всё до последней мелочи здесь было таким же, как и на старом месте.

Архитектура Абу-Симбела

Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеЕгипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид, но это нисколько не уменьшает его популярности у туристов, приезжающих в Египет. Этот ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.

Сама идея храма Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде привычного пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей их масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.

Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, они окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.

Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари повезло быть запечатленной в камне. 

Малый храм находится в ста метрах от Большого, и построен он в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена.  Эти статуи находятся в затененных нишах, и благодаря этому на них создается игра света и тени, которая усиливает эффект от созерцания этих величественных фигур.

Тайны храмов в Абу Симбеле

Необычное представление можно видеть, наблюдая за храмом 2 раза в год — 22 февраля и 22 октября. Это, конечно, не мистика, а чудо архитектурной задумки. В 6 часов утра первый луч солнца проникает через входной портал и освещает коридор длиной 65 м, ведущий к культовой нише святилища. Он ни на секунду не коснется статуи бога Птаха, а на Амоне и Ра задерживается по 6 минут, чтобы затем в течение 12 минут ярко освещать Рамсеса II. Считается, что 22 февраля — день рождения Рамсеса, а 22 октября — день его коронации.

Другая особенность статуй храмов — их способность петь. Некогда, каждый день на заре, гиганты начинали издавать странные звуки, похожие на тихое рыдание. По легенде, через статуи богини оплакивали своих сыновей. Причина этого пения долгое время оставалась неясной. Но все-таки эту загадку ученым удалось решить. Оказывается, стонущие звуки были связаны с тем, что с восходом солнца резко повышалась температура. От чего трещины в камнях расширялись и издавали этот жалобный стон. После того, как во время реставрации трещины были заделаны, статуи навсегда замолчали.

Храмы в Абу-Симбеле

Abu Simbel

•  •  •  •  •  

Абу-Симбел (250 км к югу от Асуана) широко известен комплексом из двух скальных храмов, возведенном в Нубии фараоном Рамсесом II. В 1960-х годах храмы оказались под угрозой затопления водами озера Насер, образовавшегося в результате строительства на Ниле Высотной Асуанской плотины. Силами международной коалиции, работавшей под эгидой ЮНЕСКО, храмы были распилены на блоки, перенесены на более высокое место, и укрыты бетонным куполом, замаскированным под скалу.

   

Туристы, прибывающие в основном в составе автоколонны из Асуана, сначала попадают к изнанке комплекса. Пространство возле билетной кассы радует неожиданным буйством растительности.

   

Затем посетители направляются к берегу озера Насер, огибая искусственные «скалы» перемещенного из затопленной зоны храмового комплекса. Разумеется, об аутентичной романтической атмосфере мечтать не приходится, все что находится за пределами фасадов и помещений храмов выглядит аккуратно, но довольно уныло.

   

Весь комплекс визуально рассчитан на прибытие к нему по реке. На рисунке Робертса (David Roberts, 1838), правда, раза в два преувеличена грандиозность сооружений: фигуры на фасаде Малого храма все-таки не в 10 раз выше человеческого роста.

        Планы и разрезы комплекса.

Фасад Большого храма

       

На фасаде храма выделяются четыре сидящих на троне колосса Рамсеса II, своей 20-метровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах. Один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до н.э.

        Картина Робертса запечатлела храм таким, каким его уже никто никогда не увидит. Остается лишь завидовать первопроходцам.
    Так, по мнению National Geographic, фасад храма был раскрашен в древности.
    В огромных фигурах особенно качественно исполнены головы.
       

Обзор подразумевался из позиции снизу-вверх. В начале XX века по еще не убранной песчаной насыпи можно было подняться на колени колоссу или просто взглянуть на на фигуры с более высокой точки – в таком ракурсе стройность нарушается, ладони выглядят грубо.

   

Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса.

       

На коленях того же колосса оставили свои автографы греческие, финикийские и карийские наемники Псамметиха II в 591 году до н.э. – это самые древние известные нам греческие надписи в Египте.

    Прорисовка греческих надписей, выполненная Лепсиусом (Lepsius, 1844):
Диоген, Платон, Менелай, Птолемей, Тимострат, Плутарх, Ермолай и другие бравые бойцы.
   

На боковых сторонах каменных тронов, обрамляющих вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и лотос вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображенные под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном троне (правом, если стоять лицом к храму – на фото), нубийцы – на его южном (левом) двойнике.

   

Над входом в храм в нише размещена фигура Ра-Хорахте с анхами в руках, левее внизу в той же нише – скипетр-иероглиф, читающийся как ус(е)р, правее – фигура Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу тронного имени Рамсеса – Усер-Маат-Ра (Могущественен правдой Ра).

   

Та же символика присутствует в расположенных по бокам рельефах с изображением Рамсеса, протягивающего к Ра-Хорахте фигурку Маат – на голове богини помимо пера солнечный диск, и, вопреки обыкновению, она держит не знак анх, а скипетр уср (сравните с изображением Маат внутри картуша).

   

Робертс, как мы видим, этого нюанса не заметил – на его рисунках Большого храма фигурки Маат в руках Рамсеса дополнены как раз знаком анх. Зато в его время (1838) фигура Маат у ног Ра-Хорахте была в лучшей сохранности.

    Венчает фасад высокий карниз, украшенный павианами, поклоняющимися восходящему солнцу.
    Одна из стел возле храма: Рамсес перед Амоном, Ра-Хорахте и Тотом.

Заключение

Победы фараонов простирались далеко за пределы страны Кемет. И славу своего войска, свое величие, свое могущество цари Древнего Египта старались запечатлеть не только в своей стране, но и на побежденных землях. В далеких пустынях стоят памятники победам фараонов. И ни песок, ни ветер не смогли за тысячелетия изгладить память о царских походах в Нубию — за рабами, слоновой костью, золотом, славой…

Самый грандиозный памятник этим походам сохранился до наших дней во всем своем первозданном величии. Сейчас в Абу-Симбел летят самолеты и плывут круизные лайнеры с туристами, желающими увидеть это чудо прошлого, освобожденное из песков. Грандиозные фигуры великого Рамзеса II встречают современных путешественников. Удивительные световые эффекты, как встарь, поражают воображение.

Но храмы Абу-Симбела — это не только памятник войнам и победам фараона. Это еще и памятник любви, перед которой равны все — и цари, и простолюдины, и древние египтяне, и люди XXI века. И чувства великого фараона, увековечившего в Абу-Симбеле память о своей семье и любимой жене, вполне понятны современному туристу. Древние памятники человечны. Даже если высечены в каменных скалах далеких пустынь…

Поделиться ссылкой

Оцените статью