Карнакский храм. луксор

Храм царицы Хатшепсут

Рекомендовать место

11

4

Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.

Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.

Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте — от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.

Храмы Абидоса

Рекомендовать место

9

Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.

Центральная достопримечательность Абидоса — храм Сети I, повященный второму фараону XIX династии (1290- 1279 гг. до н.э.). Этот правитель запомнился не только как удачливый завоеватель, но и как строитель храмов, богато украшенные прекрасными скульптурами и тончайшей работы иероглифами.

В 1848 году во время раскопок археологи нашли над входом в храм Сети I таблички с загадочными письменами. Тогда перед исследователями встала очень сложная задача, и расшифровать непонятные знаки не удалось. На одной из табличек хорошо просматриваются иероглифы напоминающие вертолет с лопастями, самолет и подводную лодку. Вот уже на протяжении 150 лет не прекращаются бурные споры по поводу происхождения этих надписей.

Южный храмовый комплекс

Из 10-й Пилон, проспект сфинксов, датируемый царством Хоремхеба (в котором теперь хранятся камни из храма Аменофиса IV, ранее встроенного в 10-й Пилон), ведет к воротам, построенным Птолемеем II Филадельфом с рельефами и длинными надписями на стене ограждения из Южный храм, К востоку от проспекта находится Часовня Осириса-Птах, построенная эфиопскими правителями Танутамун и Тахарка (25-я династия), с хорошо сохранившимися нарисованными фресками. Шлюз ведет в необработанную область, в которой лежат большие фигуры баранов, сфинксов и большой алебастровой стелы Аменофиса III (узурпированный Рамзсом II).

Храм Мута

Сразу к югу от шлюза находится Храм Мута, также построенный Amenophis III. Перед входом стоят столбы с фигурами бога Бес. В самом дверном проеме есть длинные надписи периода Птолемеев (гимны богине Мут) и надпись Рамсеса III, который восстановил храм.

Дверь ведет в большой суд, пересекаемый процессуальным путем, окруженным колоннами, что привело к собственно храму. В суде — многочисленные сидячие фигуры богини Сехмет, посвященной Аменофисом III; на некоторых его имя было заменено именем его Шешонка I. Слева, лежащего на земле, находятся две гигантские фигуры Аменофиса III (узурпированные Рамсесом II), которые раньше стояли перед входом в храм. За этим стоит Второй суд, с колоннадами по сторонам. Фрагменты Хатхорских столиц столбов и статуй Сехмета лежат вокруг. Справа от входа находится большая статуя Сехмета, слева — черная гранитная статуя Аменофиса III. На противоположной стороне двора находятся зал с колоннами папирусных кластеров, Святилище и другие комнаты, все в разрушенном состоянии.

Центральный двор — двор обелисков в Карнакском храме

Вид на центральные колонны Большого гипостильного зала в обратную сторону, по направлении к центральному входу в храм в Карнаке.

Из зала выходим на южный внутренний двор. Здесь нас встречают остатки пилона.



Единственный полностью сохранившийся обелиск Хатшепсут. Всего на территории храма в Карнаке она поставила 6 обелисков. Обелиск из Асуанского гранита имеет высоту около 30 метров и весит более 300 тонн.



А вот ещё упавший обелиск Хатшепсут.


Рядом находится священный жук скарабей. Вокруг статуи народ наматывает круги в надежде на исполнение заветных желаний.  На лицевой стороне постамента изображен фараон на коленях перед Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности. В картушах царские имена – личное: «Аменхотеп, властитель Фив» и тронное: Ниб-маат-Ра (Господин истины Ра).

Напротив священное озеро.

Южная часть храма в Карнаке — VII-IX пилоны

У входа в VII пилон храма в Карнаке находятся 7 статуй фараонов.

А это южная линия храма среднего царства: — на переднем плане остатки святилища Тутмоса III (ближе к VII пилону); — восточная часть VIII пилона; — остатки IX пилона (его реставрируют с помощью крана).

Узкий Гипостильный зал сооружен во времена Тутмоса I и украшен колоннами и осирическими статуями фараона.

Зал анналов Тутмоса III

У северной стены зала анналов Тутмоса III рядом с проходом находятся 2 статуи. Слева установлен Амон-Ра.

Справа статуя Амаунет, женское дополнение Амона, позже вытесненное со своей должности культом Мут. Статуи появились при Тутанхамоне.

На достоверность в описании храма в Карнаке не претендую, хотя старался. Очень помог сайт  http://www.bellabs.ru/Egypt/

Помещения Карнакского храма

Карнакский храм в Луксоре включает в себя несколько строений, окруженных со всех сторон 20-метровой стеной. Это Храмы Великого Амон Ра, Птаха, Хонсу, Ипт, Монто, Осириса и разрушенный храм Аменхотепа IV. Второе название Карнакского комплекса – Дом Амона, так как изначально он был возведен в честь культа верховного древнеЕгипетского божества – бога Солнца Ра. Введение культа этого мифологического персонажа в культуру и историю Древнего Египта началось во времена правления 12-й династии фараонов, когда столицей государства стал город Фивы. Первоначально Амон Ра изображался в виде гуся, затем барана, а на пике поклонения – в виде человека с перьями на голове. Сегодня фото изображений этого божества легко найти в интернет-источниках.

Египтяне дали Карнакскому храму название «Эль-Карнак», что в переводе означает «укрепленная деревня». При завоевании Египта на входе в комплекс обнаружили множество строений, которые не затронуло время. При входе в Карнакский храм расположена Аллея Сфинксов, которые охраняли культовое сооружение. Аллея с 20 животными, имеющими тело льва и голову барана, была построена во время царствования фараона Нектанеба из 30 династии.

Карнакский храм возведен таким образом, что самые древние помещения расположены в центре, а по мере удаления от него встречаются постройки все более поздних эпох. Это объясняется тем, что каждая новая секция храма пристраивалась все более поздним правителем Египта.

Первый зал Карнакского комплекса занимает площадь 100 на 80 м, его строительство завершилось в эпоху правления 22 династии фараонов

Всем туристам, вошедшим в зал, предлагают обратить внимание на величественные колонны, украшенные бутонами папируса – символом царской власти

Слева расположены 3 часовни, возведенные фараоном Сети II в честь завоевания города Фивы. Справа – храм Рамзеса III. Он состоит из небольших помещений и гипостильного зала, по которому можно выйти к святилищу Карнакского храма. К сожалению, эти помещения не пощадило время – сейчас они сильно повреждены.

Гипостильный зал Карнакского храма ведет в еще одно помещение комплекса, выстроенное Аменхотепом III. Отсюда же открывается вид в зал Тутмоса I, где расположены два обелиска, из которых уцелел лишь один. Обелиски и колоннада зала Тутмоса I были возведены несколько позже – после того, как на престол взошла единственная женщина-фараон Египта Хатшепсут. Из двух колоннад этого зала хорошо сохранилась лишь одна – она выполнена из красного гранита, ее величина – 29 с половиной метров в высоту, 322 тонны в весе.

После смерти царицы Хатшепсут фараон Тутмос III возвел вокруг двух обелисков высокую стену, видимо, для того, чтобы скрыть и сохранить их. Им же был построен пятый пилон Карнакского храма. В нем находится гранитное святилище, посвященное лодке Амон Ра. За святилищем – широкий внутренний двор.

Слева от шестого зала Карнакского комплекса находится двор седьмого пилона. Здесь расположены статуи Рамзеса II и Тутмоса III. Следующий – восьмой – пилон был возведен царицей Хатшепсут, а украшен уже Тутмосом III, а затем восстановлен Сети I.

Между 9 и 10 пилонами взору туристов открываются остатки святилища Хет-Себ, которое был возведено Аменхотепом II и украшено Сети I. Девятый пилон на сегодняшний день сильно поврежден. Он относился к храму бога Атона (так называли Амон Ра при фараоне Эхнатоне) и был разрушен более поздними правителями, которые пытались стереть из истории Египта все упоминания о фараоне-еретике, построившем его. Карнакский храм завершается десятым пилоном, построенным во времена правления фараона Хоремхеба. В него входят ворота Птолемея II, расположенные в лицевой части храма Мут.

Презентация на тему: » Храмовые комплексы в Луксоре и Карнаке. Аллея сфинксов перед храмовым комплексом.» — Транскрипт:

1

Храмовые комплексы в Луксоре и Карнаке

2

Аллея сфинксов перед храмовым комплексом

17

ХРАМ В КАРНАКЕ Карнак (древне-егип. — Ипет-Исут), комплекс храмов (20 в. до н. э. — конец 1-ro тыс. до н. э.), названный по одноимённому арабскому селению на территории древних Фив, главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (16-11 вв. до н. э.).

18

План храмового комплекса

19

В Карнакском храме огромное впечатление производит гипостильный зал фараона Сети I, в котором расположено 12 центральных колонн, достигающих в высоту 23 метров и 122 колонн немного ниже.

20

Это самый большой в мире религиозный комплекс. Это огромное сооружение, сравнимое разве что с пирамидами Гизы. Каждый большой строительный период заканчивался сооружением стены вокруг храма с 2 башнями-пилонами на фасаде, к которым приставляли обелиски и статуи.

21

Главная достопримечательность карнакского храма — грандиозный многоколонный зал — гипостиль, стены и стволы колонн которого были покрыт цветными рельефами. К святилищу вела от Нила аллея сфинксов. Зодчие К.: Инени, Хапусенеб, Пуимра, Сенмут, Менхеперрасенеб вв. до н. э.; Аменхотеп, сын Хапу, Аменхотеп Младший — 15 в. до н. э.; Майа, Иупа, Хатиаи, Пареннефер и др вв. до н. э. ы Аменхотеп Младший

22

Первый пилон

24

Залы, посвященные Сокару

25

Гипостильный зал

27

Двор Аменхотепа III

28

Зал празднеств Тутмоса

29

Обелиск Тутмоса

30

Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками фараонов, обнаруженными в других местах храма — древнейший исторический источник. Именно отсюда мы черпаем значительную часть наших знаний о Египте и соседних странах. Они напоминают нам также библейские истории. Посреди зала, минуя множество пилонов, высится величайший обелиск мира — 39-метровый гранитный моно- лит красного цвета в виде устремленной вверх иглы.

31

Святилище. Рельеф

32

Стела царицы Хатшепсут

33

Седьмой пилон Тутмоса

34

Статуя Рамзеса II.

35

Статуя царицы Бент- Анат в ногах колосса Рамзеса II.

36

Стелы-пилястры

38

Храм Рамзеса III.

39

Центральная часть храма Амона

40

Главным божеством, почитаемым в храме, был Амон Ра, который стал самым главным Египетским богом после превращения Фив в столицу. Амон является самым крупным по размерам и протяженности храмом в комплексе Карнака. 10 пилонов стоят в Карнакском храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток. Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся святилища.

41

Вестибюль святилища

42

Колонна большого павильона Тахарки и большой пилон

45

Заупокойный храм царицы Хатшепсут

46

Заупокойный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия, Новое царство) в Дейр-эль-Бахри в Фивах, построенный архитектором Сененмутом, был посвящен богине Хатхор — богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы.

47

Дорога к храму царицы Хатшепсут

53

Богиня Хатхор

55

Рельеф. Бог Гор и царица Хатшепсут

56

Рельеф. Бог Гор

58

Богиня Хатхор

59

Храм Абу-Симбел

60

Абу-Симбел. Ширина храма — 35 метров. Высота — 30 метров. Фронтон храма украшают четыре гигантских статуи, каждая по 20 метров в высоту. В маленькой нише над входом в храм располагается статуя бога Ра. Центральный вход ведет в большой зал с массивными колоннами по бокам, в виде статуй

61

Храм Абу-Симбел был вырезан прямо в скале в тринадцатом веке до нашей эры великим фара- оном Рамзесом II в честь себя и в честь триады: Амон-Ра, Птаха и Ра-Харахте

Храм был сооружен вместе с меньшим храмом, посвященным жене Рамзеса, Нефертари и богине Хатор (дочери Ра-Харахте) на стратегически важном месте, на изгибе реки Нил, как внуши- тельный памятник могущества Египта. Уже в наше время, построенная на Ниле Асуанская плотина, стала нести угрозу храму

В результате чего, в г.г. храм был разрезан на тысячу частей и перенесён на 60 метров выше на искусственно сооруженную скалу, благодаря чему и был спасён.

Священное Карнакское озеро

Покидая Храм Амона в Карнаке, не забудьте посетить Священное озеро, восходящее ко временам Тутмоса III, и обязательно сделайте его фото. Священные озера были во многих Египетских храмах, но озеро в Карнаке – крупнейшее из них. Оно использовалось для проведения праздников – по нему божества должны были плыть на своей золотой барже.

Изначально подача воды в озеро Карнак осуществлялась из Нила, но на данный момент оно подпитывается исключительно из грунтовых вод. Его размер – 80 на 40 метров. Рядом с озером расположен Священный Скарабей, крупнейший в Египте со времен царствования Аменхотепа III. Для египтян это насекомое было олицетворения Солнца. Есть легенда, что если обойти вокруг жука 7 раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. По крайней мере, египтяне свято в это верят.

Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры Египетских отелей с фотографиями и отзывами!

Интересное


Как выйти замуж за египтянина?


Как отдохнуть в Египте самостоятельно?


Дьюти-фри в Египте – рекомендации для туристов


Все об отдыхе с детьми в Египте – полезные советы


Отдых в Египте на Новый год


Государственные и религиозные праздники в Египте

Храм Хонсу

Храм Хонсу

Короткий путь сфинксов, созданный Рамзесом XI, последним из Рамессидов, приводит к Храм Хонсу, посвященный богам Theban moon (сын Амона и Мута), характерный пример архитектуры Нового Королевства. Храм был построен Рамзесом III, но рельефы, помимо тех, что были в сокровенных камерах, которые были завершены во время его царствования, были казнены во время правления его преемников Рамзеса IV и XII и священника царя Херихора, который также построил переднюю часть ,

Центральный дверной проем с рельефами Александра II ведет в внешний двор, фланкированные справа и слева двойным рядом столбцов папируса с закрытыми капителями. Храм вводится большим Пилоном, длиной 32 метра, глубиной 10 метров и высотой 18 метров. Как и фасады других храмов, он имеет четыре вертикальные канавки с соответствующими отверстиями в кирпичной кладке для крепления флагов. Рельефы на башнях изображают Первосвященника 21-й династии, а его жена делает жертвы различным богам. Перед каждой башней стоял портик с деревянной крышей; основания колонок все еще находятся на месте.

На противоположной стороне переднего двора рампа ведет к тамбур с 12 колоннами. Помимо этого есть поперечная Гипостильный зал с восемью столбцами папируса; четыре колонны, примыкающие к центральному проходу, имеют открытые капители, а столбцы между боковыми проходами (которые на 1,5 метра ниже центрального прохода) имеют закрытые капители. На стенах и колоннах Рамзес XII и Херихор, Первосвященник Амона, изображаются жертвами различных богов.

Дверь посередине задней стены ведет в больший зал, где святилище был предназначен для размещения священной лодки бога. Рельефы на внешних стенах изображают короля (Рамзеса IV или XII) в присутствии разных богов. В стены встроены блоки с рельефами и картофелем Tuthmosis III.

Храм Хонсу Рельефы Ханна Петен / фото изменено

Не пропустите: По обе стороны от святилище это темные камеры с рельефами Рамзеса IV, а к его тылу, дверной проем, построенный одним из Птолемеев, дает доступ к маленькой камере с четырьмя 16-сторонними колоннами и рельефами, которые показывают Рамзеса IV и (справа и слева от вход) императора Августа в присутствии фиванских богов. Примыкают семь маленьких часовни с рельефы Рамзеса III и его преемником. Цвета особенно хорошо сохранились в рельефах в двух часовенках с правой стороны (восток). На длинной северной стене задней часовни царь в сопровождении Хатхора предлагает цветы к сорокалетнему Месяцу Фив и к богине «Солнце двух земель, Глаз Ре», который сидит в часовне. На западной стене он предлагает ладан и воду львиному, итифаллическому богу и к Хонсу. В другой часовне в северо-восточном углу храма, посвященного культа Осириса, есть рельеф мертвых Осирисов, где Ирис и Нефийс оплакивают его пир.

Где находится Карнакский храм. Как добраться

Крам в Карнаке был построен на территории древних Фив. Сейчас это место называю Карнак. Карнак является северной частью города Луксор. Добраться до храма в Карнаке можно на такси по Луксору. Пешком можно прогуляться вдоль Нила до аллеи сфинксов и по ней дойти до храма. В зависимости от того, в какой части Луксора вы остановились расстояние составит до 5 километров. У нас есть отдельная статья о том как добраться до Луксора из Хургады.

Если вы планируете сразу лететь в Луксор, то скорее всего вам придётся лететь с пересадкой в Каире. Приобрести билеты по лучшей цене можно на сайте авиасейлс. Заказать трансфер из аэропорта до гостиницы или сразу до Карнакского храма можно этом, вас встретят в аэропорту и увезут до порога.

Священное озеро

Священное озеро

К югу от ограждающей стены Рамзеса II вокруг Храма Амун лежит Священное озеро, На арабском языке он известен как Birket el-Mallaha («Озеро соленого пан»), так как вода озера слегка засолена. Стены, окружающие озеро, хорошо сохранились на западе, юге и северной стороне, из которых ступени ведут к воде. С северной стороны — структура, построенная Тутмосом III.

Рядом с северо-западным уголком находятся руины здания, построенного Тахаркой, а на краю озера находится большой гранитный скарабей, посвященный Аменофисом III богу солнца Атум-Хепри, который был представлен в виде скарабея.

Храм Меренптаха

Рекомендовать место

6

1

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

Храм Птах

Храм Птах, опекунский бог Мемфиса, был построен Тутмосом III и расширен и восстановлен эфиопским правителем Шабакой и некоторыми из Птолемеев. Храм приближается с запада через пять последовательных шлюзов. Помимо этого есть проход, образованный четырьмя колоннами с богатыми листвами, связанными экранами. В конце прохода находится небольшой пилон с именами Тутмоса III (восстановлен в период Птолемеев) на дверном проеме.

Входной проход ведет в корт, на задней стороне которого находится портик с двумя 16-сторонними колоннами. В портике находятся две алтарные основания красного гранита с посвящениями Аменемета I и Тутмоса III. В стенах шесть ниш, а лестница ведет к верхней части. В центре двора дверь ведет в святилище, Здесь, в дверях, вы можете увидеть восстановленные рельефы, относящиеся к царствованию Тутмоса III, в то время как Святилище сохраняет оригинальные рельефы того периода. В Святилище есть культовый образ Птаха (теперь безголовый), который освещен магическим эффектом, апертурой в крыше. Справа находится комната, в которой находится статуя львиной богини Сехмет, а слева — еще одна комната с рельефами Тутмоса III.

Луксорский храм — Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра — божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку Египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения Египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта, из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен. 

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм — это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности «Города живых» и «Города мертвых». Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь — Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье «Луксор Город мертвых — Долина Царей и храм царицы Хатшепсут».

История и строительство

Ученые полагают, что фараоны начали строить Луксорский храм в период Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Но самые ранние из дошедших до нас доказательств относятся к царствованию Аменхотепа III . Он был фараоном Нового царства и перестроил ядро храма, включавшее Внутреннее Святилище. Аменхотеп III также построил просторный двор с колоннами изображающими связки тростника.

Следующий крупный этап строительства датируется правлением фараона Рамсеса II. Он добавил к храмовому комплексу еще один пилон вокруг которого возвели 74 колонны. Пилон был украшен сценами походов Рамсеса II против хеттов. Также, по распоряжению фараона, между колоннами поставили величественные статуи его самого и супруги. перед пилоном были возведены еще четыре статуи фараона и два изваяния. Одно из них в настоящее время находится на площади Согласия в Париже.

Несколько последующих фараонов также отметились в храме Амон-Ра в Люксоре. Нектанеб II построил переднюю площадку перед Большим Двором. Он также восстановил статуи сфинкса, охраняющие путь к Карнаку. Серапис построил часовню, которая находится в передней площадке, а Шабака построил там еж беседку. Более поздние правители также восстанавливали части храма.

Даже Александр Великий оставил свой след в истории храма Амона-Ра в Луксоре — он пристроил к основному зданию гранитный храм, на котором изобразил себя, как фараона, жертвующего Амону. Во времена Римской империи, здесь появилась крепость. Также не обошлось без перестройки храма и изображений императора и легионеров.

Во времена завоевания Египта арабами, на крыше Луксорского храма была возведена мечеть Абу-эль-Хагаг. Она была построена на крыши из-за того, что во время возведения храм был засыпан песком, и было принято решение использовать его верхнюю часть как фундамент. Теперь, когда все строения расчистили, мечеть выглядит как верхняя надстройка.

Гипостильный зал храма в Карнаке

Удивительное место. Даже с учётом того, что в храме в Карнаке очень много народу, здесь можно затеряться среди колонн и ощутить себя в Древнем Египте.

Колонны в Гипостильном зале

Большой гипостильный зал состоит из 134 колонн. 12 центральных колонн достигают 21 метр в высоту, остальные колонны около 15 метров.

Кто-нибудь знает, это статуя Амон-Ра?


На верху ещё сохранились оригинальные краски.

Рельефы колонн в гипостильном зале.


Египетские рельефы и росписи стен в Гипостильном зале

Рельефы внутренних стен большого гипостильного зала.

Священную барку Амона несут на носилках 15 фигур головами сокола и 13 фигур с головой шакала. Это «души» древних городов – северного Пе и южного Нехена – правившие Верхним и Нижним Египтом в мифические времена после самого Хора. Они символизируют первопредков фараона. Барку сопровождает Рамзес в роли верховного жреца, одетого в леопардовую шкуру. Он же встречает ладью, воскуривая благовония.

Рамзес перед фиванской триадой Амон-Мут-Хонсу. Сидящий на троне Амон-Ра дарит «обновление» царю, Мут за спиной Рамзеса держит символы церемонии.

А здесь изображён Египетский бог плодородия Мин — одно из воплощений бога Амона.

Здесь Рамзес II.

Храм Рамзеса II

Храм Рамзеса II

Сразу после восточного выхода Великий Храм Амона, за неквалифицированным курганом щебня, является сильно разрушенным Храм Рамзеса II построенный на той же оси, что и главный храм, который пересекает старую кирпичную стену. Входной дверной проем, с восточной стороны, ведет в зал с двумя колоннами Осириса, за которым расположен узкий Гипостильный зал, Перед дверью изначально был зал от царствования Тахарки, с 20 колоннами, связанными экранами.

К северу от этих сооружений находятся останки другого Храма Рамзеса II, возможно, посвященного культу короля Ментухотепа III (11-я династия), который был восстановлен во времена Птолемеев. К югу от этих останков, к востоку от Священное озеро, являются остатками кирпичного здания, датирующегося до Поднебесной.

О месте Храмовый комплекс Карнак

Храмовый комплекс Карнак в Луксоре знаменит в Египте. В древности на этом месте находился город Фивы. Сама деревня Карнак занимает 1/2 территории храма Амона, который считался главным святилищем государства во времена Нового Царства. Это храм в Луксоре с самой большой площадью в древнем мире. Он соединен с Лукорским храмом трехкилометровой аллеей сфинксов. Карнак признан самым крупным храмовым комплексом Луксора, который свидетельствует о достижениях Древнего Египта. Комплекс состоит из трех основных зданий храмов Амона, Мут и Монту. Занимает он около 100 га земли. Расстояние от комплекса до города Луксор составляет три километра. Постройка храмового комплекса заняла примерно 1300 лет, строительство начал фараон Рамсес I, продолжил Сети I, а закончил его сын Сети – Рамсес II.Исторические факты Царь Птолемей осуществил ремонт храмового комплекса Карнак и в главной части храма достроил здания. Преемники фараонов внесли также свой вклад в строительство храмового комплекса и достроили многочисленные мелкие храмы. В начале Нового Царства укрепляется вера в силу Египетского бога Амона, и большинство зданий храмового комплекса Карнак посвящаются этому божеству. Хотя храмовый комплекс Карнак сильно разрушен, все равно он остается самой большой достопримечательностью Египта. Жители города Луксор называют его музеем под открытым небом.Особенности комплекса Храм Амона считается основным храмом в комплексе Карнака в Луксоре и находится в самом его центре. К северу от храма Амона расположен храм Монту, неподалеку от него храмы, посвященные божеству Птахе и богине Мут. Вблизи храмового комплекса Карнака разбросаны несколько небольших храмов и мелких христианских часовен. Внутри стен храма Амона воздвигнут храм Хекаджет. Комплекс состоял из святилищ, поделенных на два сегмента. На территории великого храмового комплекса Луксора найден обелиск высотой около 21 метр и весом в 43 тонны, возведенный Тутмосом. Этот обелиск остался нетронутым, древние надписи и сейчас можно увидеть на нем. Есть еще один знаменитый обелиск в городе Луксор – это обелиск царицы Египта Хатшепсут. Его высота составляет 29 метров, вес – 320 тонн. После царицы Хатшепсут на Египетский престол взошел Тутмос III, он обнес обелиск высокой стеной, желая таким способом уничтожить память о ней, считая, что этот способ дешевле, ведь таким образом не придется разрушать храм. Обелиск был сделан из гранита розового цвета. Известно, что есть храм в данном храмовом комплексе Луксора, построенный Филиппом Архидаусом, который был братом Александра Великого. Это еще одна «изюминка» величественного Карнака.

Советы и тактика: получение максимальной отдачи от посещения храмов Карнака

  • Сроки, чтобы победить толпы: Карнак открывается в 6 утра, и чем раньше вы можете попасть сюда, чтобы побить жару и толпы тур-автобусов, тем лучше. Независимо от того, что вы делаете, избегайте 10 утра до 3 вечера, когда большинство туристических автобусов из Красного моря вызывают огромные группы в храмы.

Сроки для фотографов: Попытайтесь приехать сюда в течение 5 вечера, чтобы увидеть каменное свечение в конце дневного солнца и грандиозные тени скульптуры, прижатые атмосферно к стенам.

Карнак стоит двух визитов: Это одна туристическая достопримечательность, на которую стоит платить дважды. Это может быть слишком много, чтобы увидеть в одном посещении и приходить один раз ранним утром, а однажды вечером вы сможете увидеть меняющиеся тени и цвета памятников.

Звуковое и световое шоу: Звуковое и световое шоу Karnak играет два шоу в ночное время с первым шоу всегда на английском и вторым шоу на немецком, итальянском, французском или испанском языках в зависимости от дня.

Примечания

  1. James P. Allen. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Cambridge University Press, 2000. — С. 454. — 530 с. — ISBN 9780521774833.
  2. Ольга Игоревна Павлова. Амон Фиванский: ранняя история культа, В-XVII династии. — М.: Наука, 1984. — С. 73. — 175 с.
  3.  (англ.). UNESCO World Heritage Centre. Дата обращения 1 марта 2019.
  4. Burton, James. Excerpta Hieroglypica. — Cairo: Plate Ia, 1825.
  5. ↑ Карнак / А. П. Горкин. — Энциклопедия «Искусство». Часть 2. Д-К (с иллюстрациями). — М.: РОСМЭН, 2007. — 497 с. — ISBN 978-5-353-02798-0.
  6. И. С. Кацнельсон. Мероэ: История, история культуры, язык древнего Судана. — Наука, 1977. — С. 137. — 320 с.

Архитектура

Пилон храма Хонсу

Наиболее значительным зданием всего комплекса является храм Амона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину 113 метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров. Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). Помимо пилонов величественный вид представляет колонный зал, начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га).

Простой народ допускался только во двор храма, а в гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы.

Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой год правления, Гем-па-Атон[уточнить] — храм Атона[источник не указан 297 дней].

В части, посвящённой Амону, находятся:

  • большой храм Амона-Ра;
  • храм бога Хонсу (размер 80х30 метров. Строительство начато при Рамсесе III, продолжено при Рамсесе IV, Рамсесе XI, закончено при Херихоре);
  • «священная барка» Рамсеса II;
  • храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII);
  • небольшой храм бога Птаха;
  • храм Аменхотепа II.

Здесь также находятся так называемая Белая капелла (старейшее сохранившееся здание комплекса, возведённое при Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице Хатшепсут здание, с настенными изображениями её коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими религиозными празднествами); Алебастровая капелла (построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамсеса III. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 м. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.

Часть, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в 350 метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связана малой аллеей бараноголовых 66 сфинксов, и имеет размеры 250×350 м. Здесь находится окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут, а также храм и «родильный дом» Рамсеса III. Входной портал в храм богини Мут был создан при фараоне Сети I. Рядом находился также храм Камутеф. В 1840 году эти храмы были в значительной степени разрушены с тем, чтобы использовать их как строительные материалы при возведении фабрики.

В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорской аллеей, по обеим сторонам которой были установлены сфинксы. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.

Центральная колоннада храма Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон
Оцените статью