Древняя архитектура луксора

Храм Карнака

Примерно в 3 км к северу от Луксора находится поселение Карнак, которое сегодня является пригородом Луксора. Слово «Карнак» по-арабски обозначает «дворец». Так это место было названо потому, что те впечатляющие развалины, которые проглядывали из песка, арабы приняли за руины древнего дворца.

На самом деле это было то, что осталось от грандиозного и самого большого храма Древнего Египта, посвященного главному божеству Среднего и Нового царства — богу Амону. Вот так, предположительно, выглядел храмовый комплекс в Карнаке:

В эпоху Нового царства, каждый фараон, едва взойдя на престол, начинал с собственного вклада в расширение обители своего божественного отца Амона. В XVI в. до н.э., по приказу царя Тутмоса I, выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса.

Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I — знаменитая царица Хатшепсут. Зодчие Хапусенеб и Сененмут — «начальники всех работ» царицы, лично руководили перестройкой и расширением Карнака, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 метров каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.

состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» — солнечному Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут, и их сыну — лунному богу Хонсу. Также, комплекс имеет священное озеро длиной 120 м, где, как писал Геродот, жрецы совершали ночные обряды.

Сегодня озеро отражает руины храма, которые кажутся особенно величественными ночью, когда монументы на несколько мгновений освещаются подсветкой, воскрешая былое величие Фив.

Архитектура

Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI века до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

Древнейшая часть с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые фараоны XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов.

На северном пилоне в честь Битвы при Кадеше записана «Поэма Пентаура», восхваляющая Рамсеса II с целью пропагандистского воздействия на широкие массы людей.

У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезён в 1830-е годы в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

6 августа 2018 года в Луксоре на аллее сфинксов обнаружена новая статуя в виде льва с головой человека. Находка по виду похожа на большого сфинкса в Каире у Великих пирамид.

Нынешнее состояние постройки

До наших дней Луксорский храм сохранился в очень хорошем состоянии – отчетливо видны и границы залов, и многие архитектурные элементы вплоть до изображений на колоннах. В древности он многократно реставрировался и перестраивался, а его хорошее нынешнее состояние археологи объясняют толстым слоям земли, которыми он обрастал с течением времени. Не сохранилась лишь высокая ограда, которую построил Рамзес, и которая скрывала  множество величественных статуй и построек от глаз и посягательств посторонних людей. А раскопки длинной аллеи сфинксов ведутся до сих пор.

Храм очень популярен у туристов. Каждый, кто прибывает в Луксор, не упускает возможности побывать в этом месте, сохранившем в веках следы былого величия Древнего Египта, и сделать памятное фото. 

Город мёртвых

Не менее интересен «Город мёртвых», который включает знаменитую Долину царей с гробницей Тутанхамона, храм царицы Хатшепсут и колоссов Мемнона. Расположен он на западном берегу Нила, куда солнце уходит каждый день.

Долина Царей

Гробницы, вырубленные в скалах, строили по общей схеме. Наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину (до 100 м) включал ловушки грабителей и расхитителей захоронений. Непосредственно погребальные камеры находились в самом конце тоннеля. Стены и потолки гробниц расписаны по-прежнему яркими цветными рисунками, рассказывающими о жизни и подвигах покойного и богов.

Храм царицы Хатшепсут

Поминальный храм, построенный в честь Амона-Ра, имеет три террасы, символизирующие три мира. Соединяют их лестницы-пандусы. Когда-то на террасах росли экзотические сады и журчали фонтаны, стояло множество скульптур.

Луксор. Египет. Фото храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Начало XV в. до р.Х.

Поющие колоссы Мемнона

Когда-то на этом месте стоял самый великолепный храм Аменхотепа III. Он превосходил по величине Карнакский. Сейчас от храма остались только две статуи фараона 18-метровой высоты. Представьте себе, что размер ступни имеет длину 2 м, а ширину — 1 м.

Сидящие фигуры обращены лицом на восток, к реке и восходящему солнцу. Называют их Колоссы Мемнона — «правителя утренней зари».

По сведениям греческого историка и географа Страбона (1 в. н.э.) землетрясение в 27 году до р.Х. стало причиной трещины северной статуи. После этого, каждое утро на рассвете она издавала лёгкое звучание или посвистывание. Тон этого звука в античном мире приняли за эталон. Все музыкальные инструменты стали настраивать, согласуясь с ним.

Замолчала статуя в 199 году нашей эры после того, как собрали треснувшие части по приказу римского императора Септимия Севера.

Мечеть Абу-эль-Хаггаг

Мусульманский святой Луксора

Мечеть Абу-эль-Хаггаг никак нельзя отнести к истории Древнего Египта, однако она построена на территории древнейшего святилища – Луксорского храма – и несет в себе не только историю зарождения ислама на земле Египта, но и отголоски его самых древних исторических эпох. И поскольку современные туристы могут видеть мечеть Абу-эль-Хаггаг, им небезынтересна будет ее история.
Абу-эль-Хаггаг – это почитаемый мусульманами святой, умерший в 642 году нашей эры, всего лишь через два года после мусульманского завоевания Египта. Он получил свое имя — Абу-эль-Хаггаг, означающее Отец паломников, из-за чуда, которое сотворил во время паломничества в Мекку. В пути в караване кончилась вода, и всем паломникам грозила гибель от жажды посреди бескрайней пустыни. Абу-эль-Хаггаг стал молиться, и молился столь истово, что его бутыль наполнилась водой из божественного источника и не опустела, дав влагу всем людям и животным каравана паломников, спасая их от неминуемой гибели.

Есть другая легенда об Абу-эль-Хаггаге, связанная непосредственно с Луксором и Луксорским храмом. Святой очень любил город Луксор (он даже был женат на его христианской принцессе Тарзе, принявшей вследствие брака ислам) и непременно хотел окончить свой земной путь только в этом городе. Однако нежданная болезнь застигла его вдали от любимого селения, в местности Арманте. Болезнь была смертельной, и Абу-эль-Хаггаг уже находился в предсмертной агонии, когда Всевышний внял его молитвам и послал двух ангелов, чтобы те на своих крыльях мгновенно доставили Абу-эль-Хаггага в Луксор. Как только ангелы с Абу-эль-Хаггагом на крыльях достигли Луксорского храма, святой умер. Ангелы опустились на землю ровно под тем местом, где отлетела душа Абу-эль-Хаггага, здесь же его похоронили, и здесь же была построена мечеть Абу-эль-Хаггаг.

В наши дни на крыше мечети Абу-эль-Хаггага находится лодка, обычная нильская лодка. «В середине лета, перед разливом Нила, эту лодку красят, а затем ставят на повозку и везут вокруг ближайших к городу полей, за повозкой следуют жители Луксора. Официальный кортеж состоит из двух полицейских, десяти верховых и пятидесяти пеших солдат, марширующих строем. За ними идут семь верблюдов в ярких цветных попонах, увешанные колокольчиками и украшенные перьями, каждого верблюда ведет муэдзин. За верблюдами следуют члены религиозных братств и потомки Абу-эль-Хаггага, и только когда все они пройдут, к процессии могут присоединиться другие люди» – так описывает традицию сообщества мечети Абу-эль-Хаггага Маргарет Мюррей. Трудно не заметить в этой традиции отголоски древнейшего культа плодородия, которому был посвящен и служил Луксорский храм – культа бога Амона.

Строительство Луксорского храма

Луксорский храм расположен на левой стороне Нила. Это место еще называют «Городом Живых» в противовес огромному некрополю на другом берегу великой реки. В древние времена здесь был город Фивы, который даже некоторое время являлся столицей Египта. Первое здание, которое появилось, было посвящено трем главным божествам Египетской мифологии – верховному Амону, его супруге Мут и их сыну Хонсу.

Строительство начал фараон Аменхотеп III. Этот правитель считается одним из самых успешных. При нем страна достигла большого развития. О его величие напоминает не только это архитектурное строение, но и так называемые Колоссы Мемнона, которые когда-то «охраняли» вход в усыпальницу самого фараона. Аменхотеп III, видимо, был большим поклонником гигантизма. Огромный колонный зал в Луксорском храме был создан именно по его приказу. Сегодня эти колонны продолжают будоражить воображение. Они настолько большие, что туристам невольно приходится задирать голову.

Следующим фараоном, который продолжил строительство, был Рамзес II. Он отметился, прежде всего, огромными статуями, которые в том или ином состоянии сохранились и до наших дней. Так туристы сегодня могут увидеть фигуру самого фараона, а также его супруги Нефертари.

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 30 082

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 20 194

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 15 839

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Храм царицы Хатшепсут

Рекомендовать место

11

4

Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.

Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.

Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте — от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.

Основные достопримечательности Луксорского храма

Аллея сфинксов. Часть этой скульптурной группы пока находится в процессе реставрации.

Северный пилон Рамзеса II, украшенный сценами побед над войском хеттов. У входа расположены две гигантских гранитных статуи Рамзеса и обелиск из розового гранита.

Двор, окруженный колоннами в виде стеблей папируса, также относится к периоду Рамзеса. В левой стороне — мечеть тринадцатого столетия нашей эры. Сейчас она возвышается в восьми метрах над землей: так получилось после археологических раскопок и расчистки комплекса реставраторами.

Двор Аменхотепа III — девятнадцатиметровые колонны с изображениями празднеств в честь Амона.

Святилище с частично сохранившейся лепниной, включая барельеф, посвященный божественной сущности царя Аменхотепа III.

Храм Амона, выстроенный зодчими Александра Македонского.

Луксорский музей искусства Египта: сюда перенесены скульптуры из тайника в святилище, обнаруженного учеными в 1989 году.

Религиозное значение Луксорского храмового комплекса

Луксорский храм был возведен в честь самой главной фиванской триады божеств: бога Солнца Амона Ра, богине Мут – его супруги, и Хонсу – его сына. Он был связующим звеном между царем, власть которого считалась божественной, и богами. Иными словами, храм являлся олицетворением божественной природы власти фараона Египта.

Помимо этого, Луксорский храмовый комплекс был местом проведения ежегодного религиозного праздника разлива Нила, который проходил здесь на протяжении тысяч лет, пока Египет не оказался захваченным войском Александра Македонского. А уже во времена Византийской империи некоторые из помещений комплекса были превращены в христианские святилища.

Описание

Храм Луксора, находящийся в 2,5 км южнее Храма Карнака Храм назывался Ипет Ресет Амон, что в переводе означает «южный гарем Амона». Когда-то Луксорский храм соединили с Карнаками храми Аллеей сфинксов, но сейчас храмы разделяют, к сожалению, современные городские постройки. Храм был построен вдоль реки, от которой его теперь отделяет дорога.

Наиболее эффектно сооружение смотрится со стороны реки, так как тогда можно охватить взглядом всю территорию храма с его большими дворами и колоннадами. Это зрелище было недоступно верующим в Амона, ибо в те времена, когда храм действовал, высокая стена ревниво защищала его от любопытных глаз. С ходом времени сооружение пришло в упадок, превратилось в руины и утратило свою святость. Селение постепенно поглотило его, и мало-помалу внутри и вокруг развалин храма стали расти горы мусора. На них строили дома, последние, ветшая, становились почвой, на которой строились новые здания; так происходило, пока наконец над землей не остались только верхушки колоннад и архитравов.

Торжественное величие развалин древнего храма, возвышающихся то тут, то там, среди убогих построек, придавало селению особое своеобразие, так что оно получило звучное имя – Эль-Уксор (дворец). На рисунках, сделанных путешественниками в XVIII и XIX веках нашей эры, видны руины храма, едва различимые среди низеньких хижин. Но сейчас храм очищен от всех последующих наслоений, за исключением мечети во внешнем дворе. Главным вдохновителем строительства храма был Аменхотеп III — правивший в 1388 — 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Его Время правления рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеЕгипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры.

На западном берегу Нила города Луксора был построен его большой поминальный храм, а перед его были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. При Аменхотепе III были построены следующие части храма: Святилище, перед которым расположено несколько небольших культовых помещений, колонный зал с 32 колоннами, имеющими закрытые папирусообразные капители, двор , обнесенный с трех сторон колоннадами с двумя рядами колонн. Рамсес II расширил храм Аменхотепа III, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых — 74. Перед храмам Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия. Александр Великий внес значительные изменения в архитектурный облик святая святых. Перед главным святилищем храма была сооружена новая часовня для барки Амона. В римский период около храма возник военный лагерь.

В годы правления императора Антонин (138–161 гг. н.э.) перед главным пилоном храма был построен небольшой храм Сераписа. Римские солдаты охватили храм крепостной стеной с башнями так, что его огромные пилоны стали служить главным входом в лагерь. Крепость, занимавшая участок 210×260 м, была окружена массивной стеной. Угловые башни были квадратными в плане, башни и стены, от которых мало что сохранилось, были построены из обожженного кирпича. С появлением новой религии христианства, разрушающийся храм с прилегающей территорией получил новую жизнь.

Христиане использовали древнее святилище как место поклонения, а также построили маленькую церковь. Когда в страну вновь пришла новая религия ислам, во внешнем дворе была возведена мусульманская мечеть. Любопытно, что, обозревая храм, можно увидеть и языческое, и христианское, и мусульманское святилища, и все это в одном месте, ибо божествам в нем поклонялись на протяжении более чем сорока веков. К югу от Луксорского храма в январе 1989 г. на глубине 1 м был обнаружен тайник с 24 прекрасно сохранившимися статуями, датируемыми периодом от XVIII до XXV династий.

Что еще посмотреть в Луксорском храме

Помимо статуй Рамзеса II, которые стоят у самого входа в храм, там же располагается гигантский обелиск. Изначально, их было два. Но во время завоевания Египта Наполеоном, одну стелу по приказу императоров решено было доставить во Францию.

Еще одна знаковая достопримечательность – аллея сфинксов. Она соединяет главный храм, который посвящен Амону, с другими зданиями. Причем, головы у сфинксов бараньи, что соответствует древнеЕгипетской мифологии.

Свой след в строительстве Луксорского храма оставил и Александр Македонский. Местами на зданиях можно увидеть явно римскую лепнину. А к основному храму в период правления Македонского было пристроено небольшое здание.

Также вы можете посмотреть священное озеро, которое по легенде может омолодить человека. Есть еще огромная стела, которую не так давно решено было уложить на землю из соображений безопасности. И, наконец, женщин заинтересует памятник жуку-скарабею. Говорят, если обойти его несколько раз, то личная жизнь сразу наладится.

Храм Меренптаха

Рекомендовать место

6

1

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

История Луксорского храма

Начало строительства Луксорского храма датируется четырнадцатым веком до нашей эры (Аменхотеп III, Новое царство, 18-я династия). В тот период Луксор был столицей Египта и назывался Ипт Ресит (Южный гарем), позже – Фивы. Луксором город много веков спустя назвали арабы (Аль Кусур, что означает «Замки»). Сооружение было посвящено солнечному богу Амону, богине Мут и их наследнику Хонсу. Здесь завершалась ежегодная праздничная церемония Опет (Ипт) в честь божественной триады, продолжавшаяся в течение трех недель. Изваяния богов проносили по Аллее сфинксов из Карнакского храма в Луксорский на радость простым египтянам. Доступ в закрытую часть (святилище) был дозволен только верховным жрецам и фараонам. Первая постройка включала в себя святилище и гипостиль с 32 колоннами. Тогда же был выстроен перистиль (внутренний двор) с колоннадой, насчитывавшей 14 колон (высотой 19 метров) в форме снопов папируса с изображениями праздника Опет. Следующий царь, Аменхотеп IV (позднее взявший имя Эхнатон) был представителем конкурирующей религии, посвященной культу другого солнечного бога, Атона. Во время правления Эхнатона в стране закрывались храмы Амона, многие из них были разрушены. В Луксорском храме слуги фараона уничтожили все изваяния, посвященные опальному божеству.

Луксорский храм — ЕгипетЛуксорский храм — Египет

Луксорский храм — ЕгипетЛуксорский храм — Египет

Цари девятнадцатой династии — Тутанхамон, Хоремхеб — восстановили и расширили храм: пристроили колоннаду из 74 колонн, установили во дворе скульптуры. При Рамзесе II был выстроен пилон с барельефами, изображающими военные победы царя. Тогда же появились шесть колоссов и два огромных обелиска, из которых сейчас в храме остался один (второй в девятнадцатом веке был вывезен во Францию). Последний этап расцвета Луксора — четвертый век до нашей эры, захват Египта Александром Македонским. Царь называл себя сыном Зевса. Аналог Зевса в Египетской культуре — Амон, поэтому Александр покровительствовал храму. Впоследствии римляне переоборудовали комплекс под свои цели. Потом храм был заброшен, стены затянуло песком и илом. Пришедшие в тринадцатом веке арабы выстроили здесь мечеть. В девятнадцатом веке на месте жилых кварталов Луксора начались археологические раскопки и восстановление знаменитого древнего сооружения.

Луксорский храм — ЕгипетЛуксорский храм — Египет

Луксорский храм — ЕгипетЛуксорский храм — Египет

Храм Хатшепсут

Рекомендовать место

9

1

Храм Хатшепсут – роскошный архитектурный комплекс, посвященный царице Хатшепсут, раскинулся у подножия скал Дейр эль-Бахри. Появление в череде правителей Египта женщины-фараона – весьма неординарное событие, вот почему строение и расположение храма весьма необычны.

В древности заупокойный храм царицы Хатшепсут назывался иначе – Джесер Джесеру, что переводится как «Священнейший из священных». Его строительство продолжалось в течение девяти лет.

Помимо самой Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, отцу правительницы Тутмосу I, возведенному в ранг божества, а также Анубису, проводнику в загробный мир, и великой защитнице умерших Хатхор Иментет. Некогда перед храмом был разбит пышный сад, с экзотическими деревьями, кустами и небольшими бассейнами.

Уникальные рельефы храма, выполненные искусными мастерами, рассказывают об основных этапах царствования этой великой, энергичной и талантливой женщины.

Координаты: 25.73823600,32.60667900

Роль храма в жизни народа и фараонов

В Древнем Египте фараонов считали посланниками богов, облеченных властью. Символом божественной природы правителя Египта и его связи с богами являлся Луксорский храм. Двор храма открыт для каждого посетителя, в прихожую перед жилищем Бога – святилище люди заходили, чтобы воздать хвалу богу.

В жилище бога входил только фараон и верховный жрец при отсутствии правителя. Здесь же проходила торжественная процедура «обожествления» фараона, после коронации повелитель обладал полнотой божественной власти.

На второй день после разлива Нила начинался праздник поклонения верховному богу Амону. Танцоры, музыканты, торговцы и граждане почтительной толпой шли по священному пути, обрамленному колоннадой. Изваяние бога в ладье несли, старательно обходя окрестные поля, чтобы показать их богу, который ниспошлет щедрый урожай.

Возвращаясь в храм, люди возносили хвалу богу. И сегодня сюда стекаются вереницы туристов со всех уголков света, чтобы посетить храм Луксора – выдающийся памятник, оставленный предками.

Архитектурные особенности

Храм в Луксоре представляет собой длинный прямоугольник, вытянутый вдоль Нила с севера на юг. Когда его возводили, сначала были построены внутренние помещения. В конце вестибюля с 32 колоннами, обнесенного портиками, располагался вход в святилище. Перистиль был построен позже и представлял собой внутренний двор, вокруг которого была установлена двухрядная колоннада в виде связок папируса.

Главное здание имеет в длину 190 м, которое обрамляют высокие колонны. Центральную колоннаду, видимо, так и не удалось достроить. Это огромное строение производит неизгладимое впечатление на туристов и путешественников. Четырнадцать внушительных по размеру и в тоже время кажущиеся легкими колонн украшают цветки папируса. Символично, что в центральном проходе цветок уже «распустился», тогда как, во дворе он еще имеет форму бутона.

Всего в Храме насчитывается 151 колонна, что абсолютно в духе того времени. Это придает сооружению вид гигантских папирусов. Стены монументального здания украшают рельефы, изображающие факты из жизни фараонов, сцены из битв и религиозных праздников. Рельефные композиции выполнены в полном соответствии с архитектурным пространством Храма.

В новом пилоне времен Размеса II с большим двором с колоннами вкруг, стоят статуи фараона. Одна из них изображает сидящего на трое Рамзеса с миниатюрной по сравнению со всей статуей фигурой Нефертари – любимой жены Бога-Царя.

Оцените статью