Транспорт в Марокко

Какую валюту брать в Марокко

Национальная валюта в Марокко — дирхам. Курс в 2020: 1 дирхам (Dh) = 6,41 ₽.

Марокканские дирхамы. Фото: Ксения Троицкая, декабрь 2019

Банковские карты принимают в магазинах торговых центров, сетевых кафе и дорогих ресторанах. Бесконтактная оплата неразвита. В 99% случаев понадобятся наличные деньги. Мы снимали в аэропорту, а также меняли евро на медине Марракеша.

Обналичивали деньги с разных карт. Выгодный курс предложил «Тинькофф» — 6,44. «Газпромбанк» за 1 дирхам дал 7 ₽, а «Альфа-Банк» — 6,7. Лучший по условиям банк со стороны Марокко — BMCE Bank of Africa. Комиссия за снятие любой суммы — 35 Dh (224 ₽, здесь и далее расчёты по курсу 6,41 ₽ за дирхам), одним траншем допускается снять не более 4000 Dh (25 640 ₽). Местные советуют не пользоваться услугами банка BSGV: большая комиссия и часто неисправные банкоматы. 

Используйте банкоматы, которые стоят в отделении банка — так вы можете рассчитывать на помощь служащего, ведь английский язык предусмотрен не во всех аппаратах. Фото: Ксения Троицкая, январь 2020

В официальных обменниках курс разнится: 10,3–10,6 дирхамов за €1. Мы нашли самый выгодный — 10,558 — в Марракеше. Квитанцию об обмене сохраняйте до конца поездки: вывозить дирхамы из страны нельзя, поэтому остатки придётся либо тратить, либо менять на евро. Обмен без квитанции невозможен.

Квитанция из обменника в Марракеше. Фото: Ксения Троицкая, январь 2020

Междугородние автобусы в Марокко

Особенно хорошо в Марокко развито автобусное сообщение. Билеты сразу на весь маршрут можно купить в кассах по прибытии в Марокко либо онлайн у CTM. Выбор компаний-операторов  на автовокзалах огромен

Обращать внимание надо на:

  1. Автопарк — у кого-то автобусы хорошие (CTM, Supratours, Satan и др.), у кого-то не очень.
  2. Возможность купить билеты заранее (CTM, Supratours и др).

Если у Вас запланирован большой маршрут и забронированы гостиницы, либо Вас интересует длинный переезд или переезд по маловостребованному направлению (1-2 рейса в сутки) – имеет смысл покупать билеты заранее. Чтобы не получилось, что Вы пришли непосредственно к рейсу, а все билеты раскуплены.

Пример проблемного направления: Supratours дневной рейс из Феса в Эр-Рашидию/Эрфуд.

При покупке билетов уточните, откуда отходит автобус, чтобы не устраивать гонки за автобусом на пети-такси.

Также обратите внимание на то, какой Вас ждёт маршрут. Если Вы едете через горы, имеет смысл принять таблетки от укачивания и запастись пакетами

(Пакеты лишними не будут в любом случае – если что, с сочувственной улыбкой раздадите непредусмотрительным местным).

Автобус CTM на автовокзале Уарзазата

При долгих поездках предусмотрены остановки в пути (около 30 минут) в специально отведённых местах. Обычно они представляют собой комплекс зданий, включающий большой общественный туалет, ресторан и мясную лавку. Т.о. можно выбрать, какой кусок мяса Вам приготовят в ресторане. Готовят быстро, но тревога, что автобус уедет без Вас, не покидает. Поэтому старайтесь садиться за столик с видом на Ваш автобус.

Багаж может оплачиваться отдельно (~5 дх).

В случае приобретенных через интернет билетов обязательно их распечатайте, иногда требуется обменять распечатанный билет на обычный в кассе. При этом могут попросить предъявить банковскую карту, с которой Вы производили оплату.

Гран-такси (grand taxi)

Работают по принципу пригородной либо междугородней маршрутки, без счётчика. Отправляются по-разному, одни водители ждут, когда все места будут заняты, другие собирают остальных пассажиров по дороге. Автопарк – преимущественно старые широкие мерседесы.

Вместимость – 6 пассажиров (2 спереди, 4 сзади). Хотите ехать свободнее? Выкупайте соседнее место. Ехать двум взрослым на переднем сидении – то ещё удовольствие – сидишь наполовину на соседе, наполовину на двери. Сосед подвинуться не может, иначе он заблокирует рычаг коробки переключения передач. Наиболее комфортный вариант – трое взрослых на заднем сидении. Но для этого придётся выкупить одно незанятое место.

Цену проезда и маршрут следования лучше уточнять у водителя. Активные «доброжелатели» на стоянке могут оказаться помогалами.

Один из вариантов раскраски гран-такси

Внутренние перелёты в Марокко

Авиасообщение внутри страны по невысоким ценам есть у авиакомпании Air Arabia Maroc. Цены на билеты смотрите на Skyscanner и Aviasales. Обязательно проверяйте на обоих сервисах, поскольку иногда разница в цене может составлять по 30% и больше. (Например, в июне один и тот же билет Рабат-Агадир 08.11.2018 на Skyscanner стоил 1987 р., а на Aviasales 2761 р. Ситуация может быть и обратной).

В любом случае, не забывайте, что при авиаперевозках более строгие правила, а при расчёте потраченного времени стоит прибавить 2 часа, ведь пассажир должен оказаться в аэропорту за 2 часа до вылета. После этого и решайте – лететь или воспользоваться наземными видами транспорта.

Прокат автомобилей

Прокат автомобилей позволяет посетителям свободно перемещаться по Марокко, но вождения создает проблемы. Городские дороги в хорошем состоянии, но за пределами городских дорог и вывески становятся менее желательны. Прокат автомобилей цены высоки, как это аварийность. Газ / АЗС являются редкостью вне Касабланке.

Аренда может быть легко организована в Интернете или в пунктах въезда. Магазин вокруг онлайн, чтобы найти лучшие цены, как и все крупные компании по прокату автомобилей. Низкая сезон (с ноября) предлагает скидки до 20 процентов. Есть во всем мире компании по аренде и несколько местных компаний по аренде. Местные компании, как правило, предлагают более низкие цены, но может предложить ненадежных услуг и транспортных средств. Проверьте транспортные средства состоянии, запасное колесо, а также информацию, прежде чем покинуть участок. Кроме того, проверьте с вашим аренду компании, где вы можете управлять. Некоторые недействительным страхования, если вы берете без опознавательных знаков или неофициальных дорог.

Водительские права

Минимальный вождения возраст в Касабланке 21. Всегда имейте при себе водительское удостоверение и паспорт во время вождения.

Дороги и правила

Сеть основных дорог находится в хорошем состоянии. Дороги хорошие поверхности, хотя и очень узкие, в большинстве случаев только по одной полосе в каждом направлении. Вместе с автомобилистами, Есть велосипедистов, пешеходов и конных транспортных средств, использующих в дороге. Главные города связаны платных скоростных автомагистралей.

  • Основные дороги:
  • А2 — Ложь востока на запад от Рабат Фес. Она включает в себя часть запланированных скоростных, которые будут продолжать вплоть до Триполи.
  • A7 — Работает югу от Касабланки в Агадир через Марракеш
  • A5 — Вокруг Касабланке и вниз по побережью, эта дорога соединяет Мохаммедия и Эль-Джадида.

Дорожные знаки на арабском и французском языках. Трафик законы похожи на Европу, но вы уступить право. Помните, что многие люди игнорируют правила дорожного движения, если полицейский в поле зрения. Общее правило в том, что транспортные средства больше, чем ваша следует уделять приоритет: грузовики, автобусы и даже великий такси. Есть также многочисленные проверки полицией на главных дорогах, где водители должны замедлиться, чтобы они могли вас видеть. Основные ограничения скорости является 40kph с штрафы на месте.

Будьте готовы к почти постоянной рога. Драйверы использовать их свободно для любого раздражения или задержки.

Используйте расстоянии калькулятор для оценки потребности в топливе, время, необходимое, и расстояние.

Марокко Карта: http://wwp.greenwichmeantime.com/time-zone/africa/morocco/map/index.htm Дорожная карта: целевых = «_blank»> http://mc.multimap.com/world/MA

Поезд

Существует развитая система железной дороги, которая состоит из 1907 километров (1185 миль) пути. Существует все большее число высокоскоростных линий, которые будут значительно уменьшить время в пути. Поезда путешествовать между Танжер, Мекнес, Фес, Oujda, Рабат, Касабланка и Марракеш.

Касабланка обслуживает два железнодорожных станций, портов и Касабланка Касабланка Voyageurs. Национальной службы железнодорожных ONCF . Марокканской национальной поезда перечислены все расписания и тарифов.

Тарифы являются недорогими и поезда являются эффективными и удобными. Люди очень социальные и общайтесь, питание во время поезд едет.

Билеты

Поезда билеты недорогой и среднего ездить, как и от Танжера до Marrakech только стоит около 200 DH.

Поезда делятся на первый и второй-класса. Первоклассные вообще стоит дополнительно 50 процентов, но предлагают более широкие возможности и гарантии сиденье. Интернат второго сорта отсеки в часы пик может означать, что вы должны стоять, пока сиденье открывается.

Поезд: http://www.oncf.ma/

Марокко: Отели и другое жильё

В последние годы в Марокко наблюдается «туристический бум», поэтому новые отели здесь появляются регулярно. В Марокко можно пожить в роскошном отеле известной мировой сети на берегу Атлантического океана, или в переоборудованных замках «касба» в горах, а также в традиционных Марокканских риадах, расположенных в историческом центре городов. В плане бюджетного жилья, есть молодежые хостелы и кемпинги. Для длительного проживания по всей стране сдаются в аренду виллы, квартиры, риады и касбы.

Отели

В Марокко едут поплавать в Атлантическом океане, поэтому большая часть отелей расположены вдоль побережья Атлантического океана. Самым крупным и престижным курортом считается город Агадир, на юге страны. В Агадире есть роскошные отели известных сетей («Sofitel», «Iberostar», «Hyatt»)  и более бюджетные, но качественные отели («Suite Hotel Tilila», «Tildi Hotel & Spa»). По системе «всё включено» появляется множество отелей, и даже целых курортов вдоль побережья, между городами Рабат и Агадир.

Хостелы

Хостелов в Марокко не очень много, а большая их часть находится в Марракеше. Также, хостелы есть в городах: Касабланка, Рабат, Танжер, Мекнес, Фес. В хостелы приезжает преимущественно молодёжь и группы студентов, однако их двери открыты для любого путешественника и здесь можно познакомиться с Марокканцами и людьми из других стран мира. На сайтах по бронированию отелей найти хостел сложно, поскольку большая их часть там не представлена. Поэтому, стоит искать на специализированных сайтах по хостелам, или уже ориентироваться на месте.

Кемпинги

Ещё один популярный вид бюджетного проживания – кемпинги. Проживание и отдых на природе является образом жизни для многих кочевых племен на территории страны. В Марокко достаточно много ухоженных кемпингов, куда можно приехать со своей палаткой или арендовать ее за небольшую плату в кемпинге. Некоторые кемпинги даже оборудованы собственными бассейнами и имеют выход в интернет. Марокканские кемпинги располагаются вдали от городов, преимущественно в пустыне Сахара и в горах. Здесь есть уникальная возможность пожить в пустыне, бок о бок с коренными племенами — берберами и бедуинами.

Авиационный транспорт

Аэропорты

В Марокко 55 аэропортов, из которых 31 имеют взлётно-посадочные полосы с твёрдым покрытием. Из них 11 аэропортов имеют ВПП длиной свыше 3047 метров (3720 м — Международный аэропорт имени Мохамеда V, Касабланка и 3100 м — Марракеш), 9 аэропортов имеют ВПП длиной от 2438 до 3047 м (Ангадс), у 7 аэропортов ВПП от 1524 до 2437 метров, 4 аэропорта имеют ВПП менее 1524 метров.

Кроме того существуют 24 аэропорта с грунтовыми ВПП.

10 аэропортов имеют статус международных.

Авиакомпании

Boeing 737—400 компании Голубой Атлас

Авиакомпаний, действующих в Марокко, несколько: Royal Air Maroc (англ. Royal Air Maroc), базирующаяся в аэропорту имени Мохамеда V, Голубой Атлас (англ. Atlas Blue), базирующаяся в аэропорту Марракеш (англ. Marrakech-Menara Airport), Low-cost авиакомпания Региональные авиалинии (англ. Regional Air Lines), базирующаяся в аэропорту имени Мохамеда V и выполняющая регулярные рейсы в Испанию и Португалию. Также присутствуют на рынке авиаперевозок авиакомпании, имеющие небольшой парк воздушных судов Mondair (англ. Mondair) и Casa air service (англ. Casa air service).

Такси

Зарегистрированные такси должны иметь знаки на их крышах и уплотнение нарисованные на передней пассажирской двери. Такси можно найти на официальной или неофициальной стоит такси и могут быть родом из почти везде.

Есть два типа зарегистрированных такси: Petits такси (маленькие такси) имеют красный цвет и обычно небольшой, четыре двери Fiat UNOS. Они обеспечивают дозированных службы такси в центральных городских районах. Grands такси (большой такси) белые, как правило, старше Mercedes-Benz седанов, а также обеспечить общую мини-автобус, как сервис в Марокко. Эти маршруты, как правило, предопределен. Гран Такси могут быть наняты для частной службы за час или день, хотя обычно только иностранцы, сделать это. Переднем сиденье, как правило, уделяется двум женщинам (как местные женщины не могут быть в контакта с человеком). Путешественники могут платить за 2 места, которые остаются незанятыми для дополнительного комфорта.

Убедитесь, что счетчик работает, чтобы избежать более взимаемая в конце поездки. Это является обычной практикой, чтобы забрать несколько тарифов.

Тарифы и чаевые

Grands такси стоят дороже, так как есть фиксированная ставка для конкретного маршрута, как правило, около 40 до 50 дирхамов. Petits такси не должен стоить более 20 дирхамов. Начиная тариф составляет около 1.70-3.40 дирхамов и ставки растут в полтора раза после 20:00.

В такси, просто округлить до ближайших 5 дирхамов. Например, если такси метр говорит, 17, платить 20.

Для оценки тарифов, Таксометр является полезным инструментом.

Самолет

Мухаммеда V Международный аэропорт (GMMN) является главным аэропортом Касабланки и оживленных в Марокко. Регулярные внутренние рейсы служить Марракеш, Рабат, Агадир, Уджда, и Танжер, Эль-Аюна. Международные рейсы прибывают из разных стран мира, включая страны Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Африки к югу от места назначения

Новый Йорк, Дакар и Дубай имеют важное значение первичного назначения

Транспорт от аэропорта

Поезда: поезда являются самым надежным транспортом. Существует железнодорожное сообщение каждый час связывающий аэропорт Мохаммеда V в Касабланке с Voyageurs станции. На поезде длится 35 минут. Трансфер: Существует автобус от аэропорта до станции CTM тренера. Около 12 линий работать ежедневно с 7:30 до 00:30. Автобус: CTM тренеров и частных линий запуска услуг для большинства крупных городах Марокко, а также ряд европейских городов. Эти бежать от Gare Routière на улице Леона l’Африканским в центре Касабланки. Диск: Дороги адекватно отмечен в город. Существует платная дорога, которая работает от Танжера до Эль-Джадида, проходящей через Касабланка и Рабат. Такси: поездка из аэропорта до центра города на такси услуги должны стоить около 200dh и может занять до 6 человек.

Марокко: Кухня и питание

Особенности кухни

Марокканская кухня считается одной из самых разнообразных, в ней сочетаются арабская, берберская, африканская, средиземноморская и мавританская кухни.  В меню Марокко достаточно простые ингредиенты – овощи, мясо (говядина, баранина, верблюжатина) и птица (голуби, утки, куры), но главное — пряности и специи, а также орехи и мед которые добавляют как в десерты, так и в супы.

Блюда

Марокканские блюда могут быть одновременно кислыми, сладкими и острыми. Традиционными считаются «харир»  (бараний суп), «чорба» – (куриный  бульон со специями и пряностями), «фалафель» (шарики из отварного гороха), «авзет» (фаршированная булка). Но самыми знаковыми и символическими для Марокко являются блюда: «тажин» (тушеное мясное рагу со специями, овощами и сухофруктами в специальной посуде) и «кускус» (блюдо из пшеничной крупы с овощами и мясом).

Напитки и сладости

Национальным напитком в Марокко является мятный чай, который еще называют «виски берберов». Марокканцы также пьют кофе: эспрессо, турецкий и «френч-пресс». Сладости в Марокко разнообразные и очень сладкие: миндально-медовые булочки, пирожки с финиками, «бушкутуш» (остро-сладкое печенье).

Алкогольные напитки

Из алкогольных напитков пользуется популярностью пиво (местные бренды – «Casablanca» и «Flag Speciale»), «махия», наподобие водки («Taorirt» из аниса и фиников, «Tafraught» из аниса и инжира). Несмотря на то, что Марокко – мусульманская страна, отношение к употреблению алкоголя туристами здесь лояльное. Алкогольные напитки можно купить в любом магазине и заказать в ресторане или баре. Ограничение на употребление алкоголя на улице существует в период священного для мусульман месяца – Рамадан.

Рестораны и бары

Рестораны в Марокко предлагают как питание по системе «а-ля карт» (блюда выбираются из меню), так и стандартный набор из трех блюд по фиксированной цене. Чаевые в ресторанах и кафе обычно не включаются в счет, потому хорошим тоном считается оставить 0,5 USD (10% от стоимости трапезы  — при большом заказе) официанту «на чай», если блюда и обслуживание понравились. Марокканские рестораны предлагают обслуживание по типу «шведский стол», а также могут быть ориентированы на взыскательных туристов и гурманов, с индивидуальным обслуживанием.

В Марокко можно вполне дёшево и сытно питаться. Повсеместно распространена уличная торговля разнообразной выпечкой, фруктами и сухофруктами. Даже ночью можно кушать разнообразно прямо на улице, например на площади Джэмаа-эль-Фна (Jemaa el-Fna) в Марракеше. Такие кварталы есть в каждом городе. На многочисленных рынках можно купить свежие оливки, рыбу, орехи. А можно и не покупать, а просто пройтись по рынку и продегустировать все то, на что глаз падает.

Сытно и вкусно покушать в  недорогом кафе для местных обойдётся в 3-4 USD, а обед в среднем ресторане из трех блюд будет стоить от 7 до 10 USD. Порции во всех заведениях подают достаточно большие. Обязательно стоит попробовать сладости, основная масса которых готовится на основе меда и различных орехов, цена на сладкое составляет от 0.50 до 2 USD.

Автодороги

Автомагистраль А1 Касабланка — Рабат в Марокко

Марокко обладает развитой сетью автодорог, лучшая в Африке после ЮАР. Общая протяжённость автодорог на 2015 год составляла свыше 58 тыс. км, из них 41 тыс. км — автодороги с твёрдым покрытием и свыше 1500 км – скоростные платные. Для сравнения, на 1973 год: oбщая протяжённость автодорог составляла свыше 51 тыс. км, из них 21 тыс. — автодороги с твёрдым покрытием, cкоростных платных дорог не существовало.

Через Марокко проходят дороги входящие в транс-африканскую сеть автомобильных дорог (англ. Trans-African Highway network).

Также на территории Марокко существует сеть скоростных платных автодорог (1785 км в 2016 год): А1 Рабат — Сафи (фр. Autoroute Rabat — Safi; 313 км), А2 Рабат — Ужда (фр. Autoroute Rabat — Oujda; 496 км), А3 Касабланка — Агадир (фр. Autoroute Casablanca — Agadir; 429 км), А4 Беррешид — Бени-Меллаль (фр. Autoroute Berrechid — Beni Mellal; 174 км), А5 Танжер-Мед — Рабат (фр. Autoroute Tanger Med — Rabat; 308 км), А7 Фнидк — Тетуан (фр. Autoroute Fnideq — Tétouan; 28 км).

Марокко: Транспорт

Самолёт

Самолёт — самый быстрый и удобный вид транспорта для путешествия на большие расстояния. Крупнейшим в стране аэропортом является «Международный аэропорт Мухаммед Пятый» в Касабланке, в 70 километрах от Рабата. Именно из Касабланки можно попасть в другие Марокканские города: Марракеш, Фес, Танжер, Уарзазат, город Дахла — находится в Западной Сахаре, но управляется Марокко.

Перелёт из Касабланки в Марракеш занимает чуть меньше часа. Билеты на перелёты внутри страны стоят дорого, в среднем 150 USD. Перелёты выполняет национальная компания «Royal Air Maroc».

Поезд

Железнодорожный транспорт самый оптимальный вариант путешествия по Марокко в соотношении «цена-качество», поскольку цены значительно ниже, чем перелет на самолёте. Главный недостаток железной дороги – она покрывает лишь небольшую часть страны. Перевозки осуществляет национальная компания «ONCF».

Одна из линий железной дороги начинает свой маршрут в городе Ужда (Oujda), на северо-востоке страны (граница с Алжиром) и пролегает к Касабланке, на западе. Другая линия следует из Танжера, на севере страны, к Фесу и Марракешу, в центральной части. Популярные морские курорты: Агадир, Эс-Сувейра и Сафи не имеют железнодорожного сообщения.

Из Танжера в Марракеш можно добраться за 10 часов, заплатив около 20 USD за проезд вторым классом. В вагонах первого класса имеются купе на 6 мест, во втором классе — общие вагоны, но с персональным креслом. Несмотря на то, что билеты в первом классе дороже, путешествовать удобнее именно вторым классом.

Автобус

Автобус является самым дешёвым видом транспорта, к тому же, в отличие от поездов и самолётов, покрывает всю территорию страны. Стоимость поездок в междугородних автобусах зависит от дальности маршрута. В автобусах кондиционеры работают чаще, чем в поездах.

Цена проезда по стране будет  составлять от 3 до 10 USD в зависимости от класса автобуса. В населённых пунктах есть автобусы, цена проезда в которых тоже не обременительна, но они ходят без расписания, остановки не обозначены, и передвигаться на них, не зная точного маршрута автобуса, достаточно неудобно. Стоимость проезда в городском автобусе – 0.50 USD и оплачивается водителю.

Существует достаточно много частных автобусных перевозчиков, особенно на популярных маршрутах. Крупные перевозчики: «Supratours», «Transport Marocains», «Trans Ghazala».

Автомобиль

Арендовать автомобиль можно в любом крупном городе и в аэропортах. Стоимость проката составляет от 30 USD в сутки. Парковка автомобиля, на платной стоянке обойдется в 1 USD за ночь.

Качество дорог в Марокко в целом хорошее, за исключением дорог в районе Атласских гор, особенно зимой. Скоростная трасса отличного качества проложена на участке: Танжер — Рабат — Касабланка — Мекнес — Фес — Марракеш — Эль-Джадида. Главные трассы обозначены буквой «A» или «N» (Национальные маршруты). Несмотря на хорошее дорожное покрытие в Марокко, местные водители ведут себя хаотично на дороге, что приводит к многочисленным авариям.

Максимальная допустимая скорость движения в городской черте – 40-60 км/час, на трассах – 80 км/час, на скоростных трассах – 120 км/час. Ремни безопасности должны быть обязательно пристегнуты во время движения у водителя и пассажира на переднем сидении.

Спланировать маршрут движения по дорогам Марокко, просчитать расходы на бензин и плату за проезд по автомагистралям можно на сайте: «Via Michelin».

Городской транспорт

Самый популярный вид транспорта в Марокко — такси. Таксиста надо попросить включить счётчик или поторговаться о цене. Средняя стоимость поездки за 10 минут — от 2 до 4 USD и она напрямую зависит от умения торговаться. В крупных городах, таких как Касабланка и Рабат, существует развитая автобусная сеть внутри города и за пределы. В Касабланке также есть ультрасовременная и быстрая трамвайная линия.

Велосипед

Велосипед можно арендовать в большинстве Марокканских городов. Однако, этот вид транспорта здесь не особо популярен, учитывая неприспособленность местных дорог и их перегруженность автомобилями. Единственный вариант для передвижения на велосипеде — на природе, в том числе в районе Атласских гор. Велосипед можно брать с собой в поезд и автобус.

Оцените статью