Путешествие на машине в Марокко

Резюме

Надеюсь, теперь понятно, что я имел под противоречивыми впечатлениями от Марокко в самом начале статьи. Путешествуя по стране, у меня и моих попутчиц частенько бывали ощущения дискомфорта, диковатости, заброшенности, грязи, навязанности, меркантильности. Но никто из нас не жалеет, что побывали там. Пожалуй, буду рекомендовать многим поехать туда. Особенно тем, кто уже побывал в азиатских странах вроде Вьетнама, Камбоджи или Индии, им не привыкать к особенностям страны Плюсов у Марокко тоже немало. Культура, архитектура, люди, еда, природа и виды — каждый из этих пунктов по-своему интересен. Вдохновение для творчества точно можно почерпнуть. И настоящего магрибского колорита в копилку.

Руслан Юнисов,Главный редактор rentcarus.ru

24 января 2019

Цены на топливо

Заправок по всему Марокко немало. Почти в каждом городке минимум одна заправка должна быть. Проблемы с топливом могут быть только вдали от основных шоссе, если ехать далеко по горным дорогам или по пустыне. В любом случае, чтобы не остаться с пустым баком, стоит следить, чтобы уровень топлива не опускался ниже 2-3 делений.

В среднем, бензин в Марокко стоит около 9,6 дирхам (около 70 рублей), а дизель — около 8,7 дирхам (около 62 рублей). Разброс не особенно большой, максимальная цена за бензин была где-то в глубинке страны — 9,99 дирхам, а минимальная — 9,4.

На многих заправках не принимают карты, только наличные. Причем оплачивать часто надо не на кассе, а в руки заправщику. Поэтому заправляться стоит на круглую сумму, чтобы отдать ее и не ждать сдачу, которой может и не быть.

Отели и другие места проживания в Марокко

С поисками мест для проживания в Марокко проблем особых нет. В стране работает Booking.com и многие пристанища там зарегистрированы. За все дни путешествия у нас не возникало проблем найти там жилье.

Но надо понимать одну важную специфику для Марокко. Далеко не всегда в результате получаешь то, что видишь на букинге. Например, пишут, что есть интернет, горячая вода, бесплатная парковка. А на деле в номере вай-фая нет или интернет жутко тормозной, вода еле теплая, в душевой грязно, а парковка на самом деле платная и не рядом с отелем. А еще в большинстве отелей нас преследовала одна и та же беда — холод. Зимние ночи в Марокко холодные, нормальное отопление в зданиях мало кто ставит. Если будет кондиционер с возможностью включить обдув теплым воздухом — уже повод порадоваться. Примерно в половине случаев мы спали при собачьем холоде. Особенно этим отличилось жилье в Мерзуге, у самой песчаной пустыни. В нашей комнате ночью температура была ненамного выше уличной, по ощущениям около 5-10 градусов.

С ценами на жилье в Марокко тоже не все однозначно. На первый взгляд цены на Букинге радуют. Но надо иметь в виду все вышеописанное. А если хочется европейского комфорта, то придется искать варианты с европейскими же ценами. И не факт, что там будет реально такой же комфорт. На этой почве у нас родился хештег поездки #этожафрика (Это ж Африка), а после поездки по Тенерифе еще один — #Марокковамнетенерифе (Марокко вам не Тенерифе). Все лишения и странности мы объясняли этими двумя фразами Будьте готовы и вы к ним, если поедете в Марокко.

По теме отелей хочется добавить позитива. Да, мы ущемлялись в комфорте и чистоте. Но зато колорита в Марокканских ночевках было предостаточно. Рекомендую выбирать для ночевки не обычные отели наподобие сетевых, а так называемые “риады”. Это такие большие дома с несколькими жилыми помещениями, внутренним двором, и открытой террасой. Все риады красиво украшены в национальном стиле. Разноцветные узоры, предметы оформления вроде различных сосудов и растений, диваны и подушки, куча декоративных мелочей — все это создает особенную атмосферу и уют. В таком оформлении можно смириться с холодом, теснотой, недостатком освещения и прочими неудобствами.

Аренда авто в Марокко

В Марокко работают многие крупные международные компании и их “дочки” — Hertz, Europcar, Sixt, Thrifty и прочие. Если интересен выбор и цены — можете поискать здесь. Но в этой поездке я решил попробовать местных прокатчиков, которых даже нет в агрегаторах. В фейсбуке посоветовали прокатную компанию MLB и главного менеджера Фарида. Я написал ему напрямую, запросил Duster на 6 дней из аэропорта Марракеша в аэропорт Танжера. Он ответил, что на эти даты доступен только Logan. Аренда стоила 25 евро в сутки, дополнительно 120 евро запросили за перегон автомобиля из Танжера обратно в Марракеш. Никаких залогов, оплата наличными, машины полностью застрахованы. На почту отвечают оперативно и предельно вежливо.

На выходе из терминала аэропорта нас встретил приветливый сотрудник компании, повел нас к машине, все показал и рассказал.

Машина оказалась видавшей виды, с пробегом более 120 тысяч километров, с царапинами, вмятинами и трещинами в заднем бампере. Но в целом все прошло нормально. В общем, можно рекомендовать, если не смущает то, что машина может быть не первой свежести. Зато интересные условия и индивидуальный подход Если будете брать там автомобиль — упомяните, что вы от «Ruslan Unis from Rentcarus.ru» и получите скидку в 5% от стоимости аренды.

К слову про международных прокатчиков. За несколько дней до нас в Марокко поехал коллега по блогерскому цеху. Он забронировал автомобиль в Ависе, забирал его в аэропорту Касабланки. Хотел оформить с базовой страховкой. На стойке регистрации автомобиля ему сказали, что если он не оформит полную страховку автомобиля, то у него на карте заблокируют 2000 евро залога. И добавили прямым текстом, что всю эту сумму могут списать за любую новую царапку. Непонятно, это был способ припугнуть и мотивировать купить полную страховку или правда. В любом случае, это очень нечестный прием, фактически мошенничество. Но что еще можно сделать, когда впереди предстоит путешествие, а ты в чужой стране, где не знаком с порядками и менталитетом людей?

Мель Гудвина, Великобритания

В проливе Ла-Манш недалеко от британского города Дувр есть печально известная мель Гудвина, которая погубила более 2000 кораблей. По одной из версий, отмель образовалась вследствие размывания острова Ломэа. Под воздействием приливов пески меняют свои очертания и местоположение, поэтому встреча с мелью всегда неожиданна для моряков. Зачастую в песчаную ловушку попадали парусные корабли, которые заносило сюда в шторм и туман, прибой постепенно вымывал из-под них песок, разламывая пополам.

Если судно опрокидывало и заливало водой, люди зачастую погибали сразу. Подсчитано, что в районе мелей Гудвина пропало без вести 50 000 человек. Некоторые местные жители веками кормились за счет кораблекрушений: они занимались спасением севших на мель судов за вознаграждение или попросту занимались грабежом.

Английский флот лишился здесь лучших своих кораблей. Один из них — 70-пушечный линейный корабль Stirling Castle, разбившийся в 1703 году, — в 1979 году местные дайверы обнаружили на глубине 12 м. Поднятые артефакты хранятся в морском музее Рамсгита. Сам корабль с тех пор то заносило песком, то снова выбрасывало на поверхность, его останки охраняются Британией, а место крушение является национальным памятником.

Карибское море, Большие Антильские острова

С тех пор как европейцы узнали про далекие земли Америки и убедились в ее богатствах, началась эпоха золотой лихорадки. Всего с 1503 по 1650 год в Испанию из Нового Света было вывезено 181 133 кг золота и 16 886 815 кг серебра. Испанские галеоны, нагруженные южноамериканскими сокровищами, следовали через Карибское море и Атлантику в сторону Европы, однако далеко не все достигали родных берегов.

Неопытность мореходов, неразвитая система навигации и неточные карты, а также коварные вест-индские ураганы приводили к частым кораблекрушениям. Да и сами по себе корабли были громоздкими и неуклюжими, к тому же им нередко помогали затонуть пираты. По подсчетам специалистов, в период между 1500 и 1820 годами в море было потеряно 850 кораблей, 340 из них так и не были найдены и исследованы испанскими спасателями.

По другим данным, только за период с 1619 по 1659 год затонули 673 судна. Многие до сих пор покоятся в районе Больших Антильских островов — считается, что на этом карибском «кладбище» захоронено не менее 400 парусников.

Одним из самых известных утерянных здесь кораблей можно назвать испанский галеон «Пречистая Дева», затонувший в 1641 году у берегов Гаити. Огромный корабль должен был переправить все колониальное серебро, добытое за год, однако в последнем рейсе ему помешали шторм и ошибка лоцмана. Поиски сокровищ начались незамедлительно, и уже в 1687 году сэр Уильям Фипс смог поднять со дна 30 тонн серебра. Однако мореход унес в могилу тайну местонахождения обломков, и в следующий раз о судне заговорили три века спустя.

В 1977 году фрагменты судна удалось найти американскому кладоискателю Берту Уэбберу, поднявшему с морского дна 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения и антикварную фарфоровую посуду на $14 млн. По оценкам специалистов, более половины груза «Пречистой Девы» до сих пор не обнаружено.

Дороги, водители и пешеходы

Качество дорог в Марокко я бы оценил на твердую четверку. Все основные шоссе и дороги в городах в очень хорошем состоянии. Разве что автобанов в стране очень мало. Дорог шириной по 2 полосы в каждую сторону я видел немного, и то на многих разрешенная скорость не больше 100 км/ч. Часть дороги из Марракеша в Эссуэйру такая, например. Нормальный автобан видел только на севере страны, у Танжера, он платный и ограничение скорости там 120 км/ч. Виньеток в Марокко нет.

Рекомендую воздержаться от поездок по региональным дорогам с четырехзначной нумерацией. Дороги там обычно либо разбитые, либо вообще без асфальта. На низких автомобилях проезжать будет затруднительно и местами даже опасно. “Трехзначные” дороги тоже могут быть частично разбитые. На легковом автомобиле с низким клиренсом лучше держаться основных шоссе. А если достанете в аренду высокий паркетник, то можно исследовать отдаленные части страны, там по-своему интересно. С нормальным внедорожником можно рискнуть прокатиться по самой большой песочнице Марокко — эргу у селения Мерзуга. Там за джип-туры по пескам просят немалые деньги.

Отдельно стоит отметить тот хаос из автомобилей, пешеходов, велосипедистов, скутеристов и повозок, который царит на дорогах в центре городов. Самый большой вклад вносят пешеходы и торговцы, которые не знают ПДД и перемещаются по дорогам как им вздумается. Пешеходные переходы в стране почти ничего не значат, люди переходят дорогу совершенно спонтанно, часто сильно замедляя движение автомобилей. А торговые лавки по сторонам дороги сужают ее до половины полосы в каждую сторону. Самый ад автомобилиста творится вокруг медин (“медина” — старая часть города) крупных городов вроде Марракеша и Феса. Там улицы и без хаоса узкие, а с мешаниной из людей и других видов транспорта вообще жесть. Хотя где-нибудь в Индии или Бангладеш ситуация будет похуже. Если вы чайник или просто чувствуете себя за рулем неуверенно — не суйтесь в центр городов. Подумал, что надо заказать автомобильную наклейку “Я выжил в центре Марракеша” и наклеить себе

Валюта Марокко и цены

В Марокко своя валюта — Марокканский дирхам. В даты нашей поездки его примерный курс был 7,2 рублей за дирхам. Мы просто умножали местные цены на 7 для удобства. И да, будьте внимательны, потому что есть еще дирхам ОАЭ, курс которого ниже. Из-за этого у нас был конфуз. Нам рассчитали стоимость отеля, а я посчитал ее на калькуляторе валют, и не обратил внимания, какой именно дирхам. В итоге долго настаивал на том, что отель должен быть дешевле, чем нам назвали В смартфонах Xiaomi есть калькулятор, который показывает стоимость сразу в трех валютах, я вывел связку рубли-евро-дирхамы, очень удобно.

Валюту можно обменять уже в аэропорту, курс вроде адекватный. В городах курсы более-менее одинаковые, комиссию не брали. До обратного вылета оставшуюся валюту можно поменять на евро или доллары. Но в пункте обмена это будут делать только если на руках есть посадочный билет после регистрации.

Рекомендую всегда иметь на руках наличные деньги. Более половины всех расчетов в стране будут наличными, карточные терминалы я замечал только в единицах отелей и крупных магазинах. Про бесконтактную оплату телефоном вообще забудьте, почти все терминалы не поддерживают этот способ, только совать карточку в терминал.

Постарайтесь всегда иметь в распоряжении мелкие суммы денег, вроде монет на 1, 2, 5 и 10 дирхам. Довольно часто возникают ситуации, когда нужно заплатить налом именно мелкими деньгами, а крупные давать на руки будет нежелательно или даже рискованно. Если вдруг дирхамы закончились, то Марокканцы охотно примут в оплату евро, но могут при этом учесть курс в невыгодную для вас сторону.

Австралия, Большой Барьерный риф

По данным Департамента охраны окружающей среды и культурного наследия Австралии, у побережья Квинсленда покоятся сотни исторических кораблей, ставших жертвами кораблекрушений.

Первые австралийские колонисты и исследователи часто терпели кораблекрушения, пытаясь использовать воды между рифом и материком Большой лагуны для проезда в порты Индии и Китая, а также как кратчайший путь из Тихого океана в Индийский.

Самое известное судно, затонувшее у Большого барьерного рифа, — 24-пушечный корабль королевского флота «Пандора». Он был послан для розыска взбунтовавшейся команды «Баунти», из которой удалось найти и арестовать 14 человек. В августе 1791 года «Пандора» села на внешнюю кромку рифа и наутро затонула вместе с 31 членом экипажа и четырьмя заключенными.

Останки корабля обнаружил в 1977 году режиссер-документалист и исследователь Бен Кропп. Раскопки продолжаются до сих пор, поднятые артефакты выставляются в музее Квинсленда.

Кстати, в этом году Кропп обнаружил у Большого рифа бриг L’Inconstant, на котором Наполеон совершил побег с острова Эльба в 1815. Впоследствии судно досталось англичанам, было переименовано и в 1831 году затонуло.

Парковки

Ситуация с парковками в Марокко далека от той, к которой мы привыкли в странах Европы. Обозначенных знаками и разметкой парковок мало. Автомобили чаще всего стоят просто вдоль дорог, а иногда вообще где попало

Но не на это обращаешь внимание в первую очередь. Бросается в глаза другое, что я про себя назвал “парковочная мафия”

Дело в том, что все места, где люди часто оставляют автомобили, как будто распределены между людьми или группами людей. Они следят за машинами, помогают парковаться и берут за это деньги. Естественно, никаких чеков при этом не выдают.

Обычно это случается так: вы видите свободное место на обочине, начинаете парковаться, вдруг откуда ни возьмись рядом материализуется некто и начинает “помогать” парковаться. А когда вы выйдите из машины, оно с гордым видом запросит 10-20-30 дирхам. В Эссуэйре за въезд на огороженную парковку просили 50, я сторговался до 30. В центре Феса попался молодой и адекватный парковщик, даже помог найти риад и поругаться с хозяином за пометку «Бесплатная парковка» на букинге. В целом, запрашивают за парковку терпимые суммы, поэтому платили. Только в Шефшауэне платить не пришлось, хотя запарковался прямо в центре, у оживленного перекрестка. А еще были места для парковки ближе к медине. В Мерзуге проблем с парковкой вообще нет, можно прямо у эрга бросить автомобиль и идти сразу по пескам.

Отказался платить только в одном случае. Заехали к океану недалеко от Танжера, там была обычная площадка, ничем не похожая на парковку. Оставили машину, пошли гулять, а на выезде ко мне подошел парень и потребовал 10 дирхам. Я пытался ему на английском объяснить, что не привык платить за то, о чем заранее не знал. Одно дело воспользоваться услугой с четко оговоренными условиями и ценой, а другое — встать перед неожиданным фактом оплаты после привычного действия. А он на своем французском все твердил про 10 дирхам. Сумма небольшая, но мне был важен принцип.

Блуждающий остров Сейбл, Канада

Sable в переводе с английского означает «траурный», «мрачный». Именно такая характеристика подходит для этого небольшого островка в форме полумесяца. Около него было зарегистрировано порядка 350 кораблекрушений. Как подсчитал смотритель маяка Дэвид Джонсон, здесь гибло в среднем по три судна каждые два года. Наблюдения велись с 1800 года, но слава пожирателя пришла к Сейблу раньше.

«Остров имеет в окружности около 40 миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу как место постоянных кораблекрушений», — писал о Сейбле географ Иоханн Ласт в 1633 году.

Так же как мыс Хаттерас, канадский остров называют кладбищем Атлантики, но у него есть существенное отличие: он умеет буквально пожирать корабли, обволакивая их зыбучими песками. Севшее на мель судно Сейбл «проглатывает» целиком за два-три месяца, даже если это огромный пароход водоизмещением в 5000 т и длиной до 120 м. Спустя какое-то время остров может снова «выплюнуть» корабль на поверхность — в этом заключается парадокс этой местности.

Зловредный характер Сейбла вполне объясним. У его берегов встречаются теплые и холодные течения, а сам он постоянно скрыт за плотными туманами и способен менять окраску за счет песчаных пород берегов, подстраиваясь под цвет воды океана. Кроме того, он постоянно меняет местоположение: за последние 200 лет Сейбл переместился почти на 10 морских миль, ежегодно он сдвигается на 230 м. Эти свойства позволили ему «обмануть» сотни капитанов и матросов.

Самое трагическое кораблекрушение у берегов Сейбла произошло в 1898 году: в тумане французский пассажирский лайнер «Ла Бургонь» столкнулся с барком «Кромартишир» и вскоре затонул, унеся жизни 561 человека, включая капитана, который не пожелал покинуть судно. Из 200 женщин и 80 детей спаслась только одна Виктория Лакассе.

Австрийские матросы и примкнувшие к ним мужчины, охваченные паникой, стреляли в других пассажиров, с боем брали шлюпки, били людей веслами и резали пальцы тех, кто пытался выбраться из воды. Позже австрийцы были казнены, а крушение названо Варфоломеевским утром.

Самолет до Марокко

Билеты покупали за два месяца до поездки. Искали самые дешевые способы полететь из Петербурга в Марокко для троих. В итоге приняли решение вылетать из Хельсинки, так как нашли недорогие билеты авиакомпании Norwegian до Марракеша — 319 евро на троих (по 106 евро на каждого). Если ищете другие направления — добро пожаловать на авиасейлс или другие агрегаторы.

До Хельсинки добирались на личном автомобиле. 1-го января, когда все спали после новогодней ночи, мы выехали из Питера, очень быстро проехали границу и доехали до отеля Airport Hotel Pilotti, в 10 минутах езды от аэропорта Вантаа. У них есть очень удобная услуга. Если остаться у них на ночь, то можно оставить личный автомобиль на большой парковке отеля на срок до двух недель. А от отеля до терминалов аэропорта и обратно они бесплатно отвозят на собственных микроавтобусах. Уже второй раз пользуюсь этой услугой, до этого ночевал в их другом отеле Airport Bonus Inn, об этом писал в посте «Условно бесплатная парковка у аэропорта Хельсинки».

У Марракеша приятный, светлый и современный аэропорт. Особых сложностей не было. Смутило только то, что нужно было заполнить миграционную карту на листочке с кучей вопросов. Половину из этих вопросов можно было бы переписать из загранпаспорта, а другая половина вообще непонятно зачем нужна. Например, название и адрес отеля, где предстоит жить. Ну ладно, при въезде пусть будет. Но зачем требовать точно такую же бумажку при вылете??? Маразм и бумагомарательство, не иначе.

Мобильная связь и интернет

Почти во всех путешествиях я пользуюсь симкой для путешественников Дримсим. Но именно в Марокко о ней стоит забыть, интернет через Дримсим в этой стране дорогой, в отличие от стран Европы. Не беда, прямо в аэропорту есть стойки мобильных операторов, где всего за 5 евро можно купить симку с 5 гигабайтами трафика. Мы взяли симку оператора Orange, этого нам с лихвой хватило на все 6 с половиной дней путешествия. Продавцы симок у стойки сами вставляют симку и вводят нужные параметры для связи. Интернет заработал практически сразу, качество связи было нормальным, интернета не было только в горах, вдали от шоссе и городов.

Люди, языки и отношение к туристам

В Марокко есть три основных языка, на котором говорит население страны: арабский, берберский и французский. На английском могут говорить люди, которые связаны с туризмом: менеджеры отелей, продавцы в магазинах и лавках, гиды. В целом, с пониманием людей особых проблем не было. Может пару раз сталкивались с необходимостью общения вдали от туристических троп, обходились жестами и интернациональным словами

Про отношение к туристам надо отдельно сказать, это нужно знать и понимать. Речь про назойливость торговцев, зазывал и “помогал”. Сразу отмечу, что речь о местах, где туристов бывает много. В центре крупных городов с этим сталкиваешься регулярно. Особенно этим “грешит” центр Марракеша. Будьте готовы к тому, что с вами могут пытаться завязать разговор только с одной целью — выманить денег за что-то или мотивировать купить что-то. Некоторые могут преграждать вам путь, хватать за руки и даже манипулировать, хитрить.

Вообще это тема, которой можно посвятить отдельную статью. Например, если в странах Европы вас спросят “Вам помочь или указать путь?”, то в 99% случаев это искреннее желание помочь. А в городах Марокко это 99% вероятности, что вас потом попросят заплатить за помощь. Коллеги рассказывали, что такие “помогалы” даже заманивали их в тупичок и целой группой выманивали у них деньги. На фоне этого, жалостливый взгляд и назойливые просьбы дать денег взамен какой-то пустяковой вещи, кажется ерундой.

В общем, нужно набраться хладнокровия и терпения с такими товарищами. Лучше всячески игнорировать их и даже не заводить разговор без крайней нужды. Но не опускаться до паранойи и мании преследования. Один товарищ в Шефшауэне хотел с нами заговорить, но встретив с нашей стороны вежливый игнор, обиделся и сказал что-то вроде “Не все такие, как в Марракеше”.

Полиция и штрафы

Полицейские в стране чаще всего встречаются в виде мобильных постов. Они стоят с машинами обычно на въездах в города и выездах из них. Самая главная особенность, которую нужно знать: нельзя просто проезжать мимо таких постов. Нужно либо сильно замедлиться, либо остановиться и дождаться одобрения следовать дальше

За несколько метров до полицейских обычно стоит знак, указывающий на это, но туристы, которые впервые в Марокко, могут не обратить внимание и проехать мимо с обычной скоростью

Еще одна особенность — это контроль скорости с помощью ручных радаров типа “фен”. Этим занимаются полицейские на выезде из городов. Водители могут выехать за пределы города и ускориться с 60 до более высоких скоростей, но знак окончания города может быть дальше. Наверняка, на этом часто и попадаются туристы. Я тоже попался, на фене было 74 км/ч вместо 60 Выписали штраф в 150 дирхам — это чуть больше 1000 рублей. Коллега так же попался, но в процессе общения ему это нарушение простили В сети пишут, что полицейские с удовольствием берут взятки. Так что если устно отделаться от их претензий не удалось, можно попробовать заплатить на руки без протокола четверть официального штрафа.

Следите за встречными машинами, у местных водителей принято моргать дальним, предупреждая машины о постах и засадах полиции. Местные обычно знают места засад, поэтому попутные машины могут замедляться перед такими местами.

Оцените статью