Христианство в Марокко — christianity in morocco

Программа поездки

День 1
Москва-Касабланка прямой перелет
В 12:30 Прибытие в Касабланку. Обзорная экскурсия по городу с осмотром крупнейшей мечети Хасана II, возвышающейся на берегу Атлантического океана, прогулка по «Медине»-старому городу Касабланки, осмотр дворца Паши и дипломатического квартала Анфа, прогулки по набережной Касабланки. Молебен в Успенской церкви. Рассказ о истории русской эмиграции в Марокко. Переезд в Раббат (80км). Ночлег.

День 2
Завтрак.Рабат– первый из четырех имперских городов Марокко. Божественная литургия в Русском православном храме во имя Воскресения Христова в Рабате. Посещение столицы Королевства Марокко, его исторического, индустриального и культурного центра – колоритного города Рабат. Экскурсия по старому городу, мавзолей Мухаммада V, Башня Хасана, королевский дворец-нынешняя резиденция главы государства, посещение крупнейшего в Марокко Археологического музея с артефактами галечной, мустьерской и атерийской культуры, существовавших более 6 тысяч лет назад. Ночлег в отеле.

День 3
Завтрак. Переезд в Мекнес (140 км)— второй из четырех имперских городов Марокко, его часто называют Марокканским Версалем. Мекнес основали в Х веке берберы-зенеты. В эпоху Альморавидов здесь возник укрепленный город. Он долгое время являлся резиденцией королевских визирей. Затем, в конце 17-го столетия, султан Мулай Исмаил выбирал Мекнес из множества городов и превратил его в величественный и главный город своей обширной империи. Осмотр «Медины», посещение Королеского дворца (Конюшни Исмаила, подземная тюрьма для христиан) осмотр крепостных укреплений, крепостные ворота Баб Мансол, площадь Эль Хедим, медресе. Переезд в Волюбилис (28 км)— античного города — древней столицы римской провинции Мавритания Тингитанская (провинция древнего Карфагена). Здесь сохранились мозаики, триумфальная арка, термы, дом Орфея. Входные билеты оплачиваются дополнительно.
Переезд в Фес (30 км) – второй имперский город Марокко, его культурная и религиозная столица. Размещение в отеле, Ночлег.

День 4
Завтрак. Осмотр древней Медины Феса – жемчужины арабской архитектуры, посещение ворота Баб-бу-Джелуд, университета Аль Карауин, медресе Боу Инанья, дом Дар-аль-Магана, площадь и фонтан Нежарин. Прогулка по кварталу кожевенников и гончаров, где мастера кожевенного и гончарного дела работают по технологии предков.

День 5
Ранний завтрак. Переезд Фес-Ифран-Эррашидия-Эфруд. Отъезд в Эфруд через Миделт, впадину горной цепи Среднего Атласа, а также через Иммузер Кандар, берберские деревушки, горнолыжный курорт Ифран, деревню Азру, известную производством ковров. Остановка на обед (по желанию).Продолжение поездки в Эрфед через Эррашидия, долину Куэд Зиз, посещение источника Мекси. Прибытие в Эфруд. Размещение в отеле.

День 6
Эрфуд-Тинерир-Уарзазат.
Ранним утром (по желанию за дополнительную плату 70 евро) ранний отъезд на джипах к дюнам Мерзуги, форпосту на границе одной из величайших пустынь, Сахары. Восход и православный молебен в пустыне. Тематический рассказ о христианских отцах — пустынниках. Возвращение в отель на завтрак. Отъезд в Уарзаат через Тинерир и знаменитое ущелье Торда. Тинериф, небольшой городок, возвышающийся над редким по красоте пальмовым оазисом. В 15 км от Тинерира открывается одно из самых захватывающих зрелищ на территории Марокко – ущелье Тодра. Две гигантске скалы розового гранита сходятся друг с другом на высоте 300 метров. Продолжение пути вдоль долины Дадес мимо Келаа М.Гуна с ее розовыми плантациями. Прибытие в Уарзазат. Размещение в отеле.

День 7
Уарзазат – Аит Бенхаду – Марракеш
Завтрак. Переезд в Марракеш через перевал Тизи-н-Тишка (2270 м). Остановка и посещение знаменитой Касбы (крепости) Аит Бенхадду. Эта берберская крепость расположена среди миндальных деревьев и настолько живописна, что часто служила съемочной площадкой для художественных фильмов («Лоуренс Аравийский», «Гладиатор» и др). Прибытие в Марракеш. Размещение в отеле.

День 8
Завтрак. Марракеш — «жемчужина Юга». Поскольку город являлся одной из столиц Королевства именно здесь сосредоточено большое количество музеев и памятников архитектуры, каждый из которых – шедевр искусства. Посещение мечети Кутубия, павильона Манара, дворца Эль-Бади (Бахья), Сады Мажореля. Площадь Джема аль Фна, Знаменитый восточный рынок. Ночлег в Марракеш.

День 9
Завтрак. Переезд в Эль Джадиду. Свободное время на берегу океана; По желанию экскурсия и осмотр Португальской крепости (10 евро)
Трансфер в аэропорт в 18:00. Вылет в Москву в 22:45.

Примечания

  1. Захаров Николай, протоиерей [http://orthodox-rabat.ru/история-храма/ Воскресенский приход Московского Патриархата в Рабате (к 50-летию со времени основания)] (рус.) // Журнал Московской Патриархии : журнал. — 1978. — № 6. — С. 13—16.
  2. Евлогий (Георгиевский), митрополит. [http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=741 Путь моей жизни]. — М.: Московский рабочий, 1994.
  3. [http://zarubezhje.narod.ru/av/v_065.htm Архимандрит Варсонофий (Толстухин Василий Григорьевич)] // Библиографический справочник «Религиозные деятели и писатели русского зарубежья»
  4. В это же время в Касабланке появляется греческий приход Благовещения Пресвятой Богородицы.
  5. [http://zarubezhje.narod.ru/av/a_090.htm Архимандрит Аврамий (Авраамий) (Терешкевич Александр Николаевич)] // Библиографический справочник «Религиозные деятели и писатели русского зарубежья»
  6. В 1937 году иеромонаха Авраамия сменил целибатный священник Михаил Ярославцев, будущий архимандрит Митрофан, с 1952 года второй настоятель Воскресенской церкви Рабата.
  7. [http://zarubezhje.narod.ru/tya/sh_057.htm Священник Николай Шкарин (Шкарин Николай Павлович)] // Библиографический справочник «Религиозные деятели и писатели русского зарубежья»
  8. ↑ Доклад на общем собрании Православного русского прихода в Марокко, 25 декабря 1931 года. — Архив Воскресенского прихода Рабата.
  9. Pauline de Mazières (П. П. Шереметева). Histoire des Russes au Maroc. Fragment III. Madame Djabli. — Tanger: Edition Khbar Bladna, 2011. — С. 7. — 33 с. — ISBN 9789954523414.
  10. Архимандрит Митрофан (Ярославцев). История и жизнь Марокканской православной церкви. — Архив Воскресенского прихода Рабата.
  11. Прот. Н. Захаров ошибочно сообщает в ЖМП об освящении на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы
  12. Отец Петра Петровича и Прасковьи Петровны (Pauline de Mazières) Шереметевых, муж Марины Дмитриевны Лёвшиной
  13. [http://tserkov.eparhia.ru/numbers/orthodox/?ID=91 Героев Геннадий, протоиерей. Русский очаг в Марокко] // Церковный вестник, № 14-15 (243-244) август 2002
  14. [http://zarubezhje.narod.ru/tya/sh_033.htm Шереметев Петр Петрович] // Библиографический справочник «Религиозные деятели и писатели русского зарубежья»
  15. Гансон, Николай. [http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/art_gansonmoracco.html Перемещённые лица и русская колония в Марокко]
  16. Митрополит Евлогий до 1927 года членом Архиерейского Синода РПЦЗ
  17. Рассматривалась также кандидатура протоиерея Александра Киселёва как второго священника для Касабланки. Визу в Марокко он получил раньше отца Митрофана Зноско, но отказался от назначения.
  18. Рапорт протоиерея Митрофана Зноско о своём прибытии в Марокко, направленный митрополиту Анастасию 4 октября 1948 года. — Синодальный архив РПЦЗ.
  19. Прот. М. Зноско. [http://russian-inok.org/books/mitrofan.html В защиту правды (статьи 1952—1977)]
  20. Протоиерей Митрофан Зноско. Доклад настоятеля православной русской общины в Марокко о жизни и состоянии общины к январю 1953 года. — Синодальный архив РПЦЗ.
  21. С 1970-х годов в Касабланке не было постоянного священника РПЦЗ. До 2000 года Западно-Европейская епархия РПЦЗ присылала в Касабланку своего священника для совершения пасхального и/или рождественского богослужений. В остальное время храм РПЦЗ был закрыт и малодоступен.
  22. [http://artel-radost.ru/photo/khram_voskresenija_khristova_v_marokko_g_rabat/25 Православная стенописная артель «Радость»]

Проблематичные особенности

Статья 3 Марокканской конституции «гарантирует всему свободному функционированию верований», но Марокканский уголовный кодекс запрещает преобразования в другие религии, чем ислам. Преобразования мусульман к христианству (или proselytization или измена) часто были в колониальный период, потому что законы против таких преобразований еще не существовали.

Согласно Статье 220 Марокканского Уголовного кодекса, «любой, кто использует подстрекательства, чтобы поколебать веру мусульманина или преобразовать его в другую религию», подвергается предложению заключения 3 — 6 месяцев и штрафу 16$ к 79$ (115 — 575 дирхамов). Любая попытка побудить мусульманина преобразовывать незаконна

Иностранные миссионеры или ограничивают свое обращение в веру немусульманами или пытаются провести их работу осторожно

Англиканец

Пока у большинства областей Африки (включая восточную Северную Африку) есть независимые англиканские епархии и области, западная часть Северной Африки, включая англиканскую церковь Марокко, является частью епархии Европы, которая является самостоятельно частью Области Кентербери в Англиканской церкви. Есть два постоянных сана капеллана, один в Касабланке и один в Танжере. Небольшие группы англиканцев поклонялись вместе в Марракеше, но нет никакой англиканской церкви, основанной здесь.

Англиканская церковь Святого Эндрю, Танжер стал достопримечательностью, частично из-за определенных хорошо известных фигур, похороненных в ее кладбище. Церковь — замена начала двадцатого века для более раннего здания меньшего размера, которое было построено со специального разрешения Короля Марокко на земле, пожертвованной им.

Англиканская церковь Св. Иоанна Евангелист, Касабланка, расположена в центре, близко к Регентству Hyatt, знаменательному отелю в центре города. Это имеет известную конгрегацию и держит две услуги каждое воскресенье утром, чтобы разместить всех прихожан. Есть вопросно-ответная программа для детей.

История

Христианство в Марокко появилось в течение времен Романа, когда это было осуществлено христианскими берберами в Романе Мауретании Тингитане, хотя это исчезло после исламских завоеваний.

Согласно традиции, мученичество Св. Марселлеса имело место 28 июля 298 в Tingis (Танжер). Начиная с Tetrarchy (Реформа императора Дайоклетиэна правительственных структур в 296), Mauretania Tingitana стал частью епархии Hispaniae (латинское множественное число), и следовательно в Преторианской Префектуре Gauls (Mauretania Caesariensis был в епархии Африки в другой pretorian префектуре в западной империи), и остался таким до ее завоевания Вандалами. Луцилий Констанций зарегистрирован как губернатор (похвалы) в середине к концу четвертого века.

Сообщество экспатрианта Кристиана (католик и протестант) состоит из 5 000 практикующих участников, хотя оценки христиан, проживающих в стране в любое определенное время, располагаются до 25 000. Большинство христиан проживает в городских районах Касабланки и Рабата. Большинство христиан в Марокко — иностранцы, хотя Голос Мучеников сообщает, что есть растущее число Марокканцев по рождению (45,000) преобразование в христианство, особенно в сельских районах. Многих новообращенных крестят тайно в церквях Марокко.

Строительство Воскресенского храма и основные события до 1945 года

В 1920-30-е годы русские эмигранты не имели достаточных средств для приобретения земельного участка под строительство храма. Богослужения в Рабате проходили во временном бараке. Появлению величественного Воскресенского храма послужил один удивительный случай.

Знатного жителя Рабата Шерифа Хусейна Джебли, женатого на русской подданной Елене Алексеевне Безруковой (в замужестве El Aydouni Djebli el Alami, в мусульманстве Хадиджа), постигла тяжелая болезнь. Когда медицинские средства были исчерпаны, а болезнь не отступала, по совету своей русской супруги Марокканец призвал к себе отца Варсонофия и попросил его помолиться. После совершённого православным священником молебна Джебли выздоровел. В знак благодарности он пожертвовал русской общине участок земли для строительства храма. 12 декабря 1929 года была оформлена купчая, где значилась символическая сумма в один франк. В ней уточнялось, что земля может быть использована только для строительства русского православного храма.

В русской общине начался сбор пожертвований на строительство. С этой целью даже устраивались благотворительные русские вечера с театральной программой и балы, которые пользовались популярностью у арабов и французов. Митрополит Евлогий вспоминал об этом: «можно сказать без преувеличения — наши девочки своими ножками вытанцевали, — выстроили наш чудный храм в Рабате».

Закладка церкви состоялась 5—6 июля 1931 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Строительство белоснежного храма в честь Воскресения Христова в простом арабском (по другим сведениям, в мавританском или мавритано-византийском стиле) продолжалось чуть более года.

13 ноября 1932 года митрополит Евлогий совершил освящение Воскресенской церкви. Митрополиту сослужили настоятель храма (возведённый по этому случаю в сан архимандрита), иеромонахи Авраамий и Александр, прибывший из Парижа диакон Евгений Вдовенко, а также настоятель греческого Благовещенского храма в Касабланке архимандрит Димитрий, зачитавший поздравление Патриарха Мелетия. На богослужении присутствовали представители гражданских властей и христианских общин Марокко.

На средства А.Ф. Стефановского, многолетнего старосты прихода, к храму в декабре 1932 года была пристроена колокольня.

С 1933 года при храме стал действовать Благотворительный комитет, оказывавший помощь деньгами и вещами русским, рассеянным по всей стране.

Приход в Рабате был всеМарокканским и объединял по состоянию на 1931 год около 280 семей в разных городах.

Приходской хор, созданный усилиями диакона Николая Шкарина и Петра Петровича Шереметева, выступал с концертами по всему Марокко. В хоре пели также французы, тянущиеся к русской духовной культуре.

Основание русского православного прихода в Марокко

В -х годах в Марокко, разделённое на французский и испанский протектораты, прибыли в поисках работы русские эмигранты из Туниса, Франции, Югославии и Болгарии. Среди них были воины Иностранного легиона, моряки Русской эскадры из Бизерты, инженеры и другие эмигранты разных сословий.

В 1927 году управляющий русскими западноевропейскими приходами митрополит Евлогий (Георгиевский) по просьбе русской общины командировал на служение в Марокко иеромонаха Варсонофия (Толстухина), бывшего насельника Валаамского монастыря.

Отец Варсонофий организовал в Марокко приход, основой для которого послужила православная община, зарегистрированная как общество Eglise orthodoxe et foyer russe au Maroc в 1927 году. В связи с этим митрополит Евлогий испросил благословение у Патриарха Александрийского Мелетия, который одобрил открытие русского прихода.

Первая литургия, отслуженная в Рабате отцом Варсонофием, была воспринята православными верующими с большим воодушевлением:

Поскольку русские эмигранты жили и трудились не только в Рабате, но и в других городах, вскоре в Марокко открылись русские приходы: в Хурибге — Свято-Троицкий (храм освящён 19 октября 1930 года), в Касабланке — Успенский (1935), в Марракеше — часовня преподобного Сергия (1932).

В помощь отцу Варсонофию митрополит Евлогий прислал из Парижа клириков: иеромонахов Авраамия (Терешкевича) (прибыл в 1930 году и служил до 1937 года настоятелем церкви в Хурибге, после чего уехал во Францию) и Александра (Тюменева) (прибыл в 1930 году, служил помощником настоятеля церкви в Рабате до своей кончины в 1943 году), диакона Николая Шкарина (прибыл в 1932 году, занимался организацией приходского хора в Рабате). Священники регулярно посещали русские общины по всему Марокко. В 1931 году впервые за современную историю Марокко пасхальное богослужение совершалось сразу в трёх городах: Рабате, Хурибге и Касабланке.

Многие годы в основных приходах Марокко в Рабате и в Хурибге (до 1943 года) совершались ежедневные богослужения, в Касабланке — два раза в месяц, в Кенитре — один раз в месяц.

Оцените статью