Саксайуаман

Лима

Столица Перу была основана в 1535 году. Ее основатель испанский конкистадор Франсиско Писарро считал это место чрезвычайно неприветливым. А вот его солдатам нравилось. В случае нападения индейцев из Лимы можно было быстро сесть на корабль и бежать.

Через пять лет после основания Лима стала столицей испанских колониальных властей и получила титул «прекрасного, восхитительного, верноподданного города королей». В Лиме жить было не слишком удобно: почти не было источников пресной воды, постоянно дул ветер и практически бесплодная земля.

Современные жители Лимы набережную Тихого океана любовно называют Коста-Верде, что значит «зеленый берег», хотя правильнее было бы назвать его «коричневым». А потому у жителей Лимы есть одна мечта — посадить траву и деревья. Церковь Сан-Франциско, входящая в комплекс одноименного монастыря, — одно из самых красивых сооружений в Лиме. За последние 400 лет обитель монахов-францисканцев не раз восстанавливали после землетрясений. И когда во время одного из них рухнула часть внешней стены здания, на ней обнажились древние фрески. Но самое примечательное в монастыре — подземные тоннели и гробницы, служившие в колониальный период городским кладбищем.

Главный вокзал города — первое здание со стальными конструкциями, по частям доставленными морем из Англии и собранными в 1908 году.

Спроектированный испанцами центр Лимы геометрически абсолютно правилен: все улочки пересекаются под прямым углом. И жители до сих пор называют его планировку «шахматами Писарро».

На центральной площади Лимы веками была сосредоточена власть, олицетворение которой — фигура Франсиско Писарро. Отношение к покорителю страны инков, завоевателю и тирану, в Перу далеко не однозначно. Но 18 января 1985 года в честь 450-й годовщины основания города его останки торжественно перезахоронили в главном соборе. На второй по значению площади города — Пласа-де-Сан-Мартин возвышается конная статуя аргентинского генерала Сан-Мартина, объявившего независимость Перу 4 июля 1821 года.

Впрочем, в Лиме с одинаковым почтением относятся к историческим антиподам, считая обоих национальными героями.

Санта-Роса-де-Окопа

Отправляясь в путь, нам пришлось выслушать немало рассказов о коварстве гор, опасных переправах через реки и частых горных обвалах. Наш путь лежал в Уанкайо. Большинство приезжих добираются сюда по железной дороге — самой высокогорной в мире. Она берет начало от главного лимского вокзала и представляет собой более 1 000 километров зигзагов, тоннелей и эстакад. Пассажирам иногда даже требуются кислородные маски.

Главная цель нашего путешествия по городу Уанкайо — монастырь Санта-Роса-де-Окопа.

Этот один из самых старых монастырей в Перу был основан в 1725 году монахами-францисканцами. Санта-Роса-де-Окопа служил отправным пунктом для миссионеров, намеревавшихся обратить перуанских индейцев в католичество. Пытаясь попасть сюда, многие монахи поплатились жизнью. Одни погибли по дороге от рук дикарей-индейцев, другие были съедены дикими животными в джунглях.

Миссионеры, как и следовало ожидать, встретили жестокий отпор индейцев. Дикари не желали обращаться в чужую веру. Многие из слуг божьих приняли мученическую смерть. Об этом в монастыре напоминает своеобразная «доска почета», на которой висят портреты 54 священников. Последний из них погиб не так давно — в 1925-м. Католические монахи внесли немалый вклад в исследование Южно-Американского континента. На карту были нанесены первые тропы по Амазонии, реки, горы, поселения, а также животные и индейские племена.

Главная гордость монастыря — библиотека. Большинство книг привезли сюда в седельных сумках европейские священники, пересекавшие Анды на мулах. У основателя книгохранилища ушло более трех лет на то, чтобы классифицировать и расставить книги по полкам. Эта библиотека — самая большая в Перу и лучшая во всей Латинской Америке.

Самые старые книги здесь — европейские манускрипты по биологии, астрономии и теологии, дневники с описаниями завоевания испанцами Нового Света. Одна из самых ценных — библия 1564 года на немецком языке. А самая старая книга была написана в 1490-м. Что удивительно — в библиотеке нет никаких систем, поддерживающих постоянную температуру и влажность. На протяжении многих лет прохладный и сухой горный воздух служит природным хранителем более 25 тысяч томов. В галереях монастыря содержится богатая коллекция картин неизвестных авторов. А неподалеку от библиотеки — музей животного мира. Здесь становится понятно, что святые отцы-францисканцы были не только отважными миссионерами, но и храбрыми таксидермистами…

Чтобы поддерживать в надлежащем состоянии такой большой монастырь, нужны немалые средства. Основное бремя по содержанию монастыря взяли на себя братья-монахи из далекой и богатой Испании. В качестве гуманитарной помощи в 1905-м сюда из Германии привезли старенький орган. Сегодня францисканцы предпочитают получать помощь деньгами. Покидая монастырь, мы заметили начертанные на одной из стен до боли знакомые слова: «Кто не работает, тот не ест»…

Саксайуаман

Испанцы использовали для строительства не только инкские фундаменты. Они брали также огромные камни, высеченные индейцами из скал в окрестностях некоторых городов. Например, собор в городе Куско сложен из блоков, доставленных из индейской крепости Саксайуаман. Эта некогда могучая индейская крепость стоит на вершине холма, охраняя подступы к городу. Ради строительства храмов испанцы разрушили многие древние крепости, которые стали называться «долиной руин»…

Саксайуаман — яркий пример строительного мастерства инков. Эта крепость сложена из массивных глыб, весящих по 40 — 50 тонн, а вес одной из них высотой 9 и шириной 4 метра — целых 125 тонн! Это самый большой камень, лежащий в основании крепости во всей Южной Америке! На строительство Саксайуамана у инков ушло не менее ста лет. При этом стены из огромных камней они строили, не зная колеса, а возможно, даже и рычага, используя только наклонную плоскость… Саксайуаман был посвящен молнии. Даже стены крепости выполнены в форме зигзагов. Саксайуаман был военным и религиозным центром инков. Во время раскопок на центральной площади крепости были найдены более 300 фигурок, явно служивших культовым целям. Каждый год 24 июня, когда день в Южном полушарии самый короткий, а ночь — самая длинная, в Саксайуамане проходит фестиваль Солнца, привлекающий множество людей.

В 1986-м в Саксайуаман приезжал Римский Папа, отслуживший здесь специальную службу. Потомки католиков, разрушивших Саксайуаман и утопивших в реках крови цивилизацию инков, прибыли сюда по приглашению потомков индейцев, чтобы устроить в Саксайуамане католический праздник. Случаются и такие повороты истории…

Когда-то в крепости Саксайуаман были три смотровые башни. Две — квадратной формы, одна — круглой. Именно эти башни были разрушены испанцами в первую очередь, а их камни послужили для строительства католических храмов.

Куско

История происхождения Куско, находящегося в перуанских Андах на высоте 3 399 метров над уровнем моря, уходит корнями в глубокую древность. Археологические раскопки в одном из районов города доказывают, что люди в этих горах жили еще 3 000 лет назад. А индейская легенда гласит, что прародители инков — Манко Капак, его сестра и жена — Мама Окльо вышли из вод озера Титикака и основали город. Они искали место, где золотой посох Манко Капака войдет в землю. А найдя его, основали Куско. Сегодня Куско называют исторической или археологической столицей Америки. А ЮНЕСКО объявило его культурным достоянием человечества.

Сверху, с горы, на город смотрят две древние инкские статуи — каменная и бронзовая. Обе были установлены еще инками в честь Инки Пачакуте, сделавшего город Куско столицей древней империи Инков.

На центральной площади Куско сосредоточена вся жизнь города. Здесь говорят на всех языках мира, кроме… русского. И, несмотря на обилие полиции, воруют в Куско везде — из автомобилей, на улицах, в гостиницах и ресторанах. Здесь легко стать очередной жертвой перуанских воров. А потерять бдительность довольно просто — достаточно заглядеться на поразительные здания города. Массивные стены, сложенные из искусно подогнанных друг к другу камней, говорят о могуществе цивилизации, пять столетий назад управлявшей большей частью Южно-Американского континента. В период расцвета Куско мог похвастаться сложной системой водоснабжения, мощеными улицами и отсутствием бедных. Тогда население Куско составляло примерно 15 тысяч человек. Испанцы, захватившие город, строили свои здания на фундаментах инков. На инкских основаниях в Куско стоят не только католические храмы, но даже армейские бараки и здание полиции.

Собор в стиле испанского ренессанса стоит на древнем каменном основании индейского храма Инка Виракочи. На его строительство ушло целое столетие. А звук самого большого в Южной Америке 300-летнего колокола Мария Ангола, отлитого из золота, серебра и бронзы, весом в тонну, слышен за 40 километров.

В честь победы испанских конкистадоров над индейцами справа от Собора была сооружена церковь Эль-Триунфо. До нее на этом месте стоял храм с тростниковой крышей. Его не раз хотели сжечь индейцы.

Самый красивый храм Куско — церковь в стиле барокко Ла Компаниа расположена в 50 метрах от собора, на главной площади, где когда-то стоял дворец Инка Уайны Капака. Строительство храма с изысканным интерьером, балконами и алтарем, покрытым золотой фольгой, также продолжалось почти 100 лет.

Церковь Санто-Доминго стоит на месте священного Кориканча — индейского храма Солнца. И некоторые местные жители по-прежнему называют его старым именем. Когда-то этот храм был самым величественным сооружением города. Испанские хроники рассказывают об изумлении европейцев, увидевших внутренний двор Кориканча, полный гуанако, деревьев, фруктов, цветов и даже бабочек, искусно отлитых из золота и серебра…

Вот наш способ пройти бесплатно в крепость Саксайуаман.

После аллеи мы прошли ещё несколько сотен метров до калитки у поля (примерные координаты: -13.50468 -71.98194). Прошмыгнули в нее и быстро пересекли поле, спрятавшись за соснами (или какими-то другими хвойными деревьями, но пусть для простоты будут сосны) перед руинами. Неподалеку тоже был охранник (под деревом), в районе метки Rodadero, но он периодически отвлекался.

Калитка и наш маршрут к соснам через поле.Калитка и наш маршрут к соснам через поле.

Сместившись немного восточнее (метров на 15) мы спрыгнули с поля (высота около 2-х метров) и затаились среди камней, наблюдая за охранником. Он периодически вставал из-под дерева и наблюдал за горкой-катком (Rodadero), либо, сидя под деревом, втычил в телефон (но это было плохо различимо из нашего укрытия). Когда он отвлекся на горку, мы вышли из укрытия, пересекли “опасную” зону, переступили через веревочку и вышли на пешеходную тропу. Всё. Мы бесплатно попали в Саксайуаман. Схема 1 чуть ниже.Уже позже мы увидели, что камни, среди которых мы прятались, находятся в разрешенной для посещения зоне, просто никто из туристов туда не заходит.

Сосны (слева), в которых мы прятались и камни, в которые спрыгнули (это разрешенная зона для туристов), но люди там практически не ходят.Место среди камней, где мы спрыгивали от сосен и поля в комплекс Саксай

Вот схема нашего пути (синяя линия), а также места, где мы видели охрану (красные восклицательные знаки, охранник на аллее ходил вдоль нее) и куда они примерно смотрят, но всё может поменяться:

Схема 1: Наш путь в Саксай (голубая линия), расположение охраны и альтернативный вариант (зелена линия), ориентация север-юг (север сверху)Схема 2: Наш путь (голубая линия) и альтернативный вариант (зеленая линия), вид “от трассы” (север внизу картинки).

По нашим наблюдениям, лучше использовать путь через камни, приближаясь к охраннику, сидящему под деревом (на схемах 1 и 2 обозначен зеленой линией “хороший вариант”). Когда охранник сидит, часть камней закрывает ему обзор и можно быстро пробраться к этим камням, к тому же там все время ходят туристы, будет легко с ними смешаться.

Вид с горки-катка (Rodadero). Наш путь чуть выше, второй путь чуть ниже, через камни.Примерно такой обзор у “охранника под деревом” если он стоит. Если сидит, часть камней закрывает ему территорию от сосен до этих камней.Сосны (слева вверху) и проход через камни (здесь разрешено ходить).

Дублируем схему 1. Зеленые вопросительные знаки – возможные места проходов

  • недалеко, с северной стороны комплекса, есть прилегающее к нему футбольное поле (зеленый вопросительный знак справа над кассой 3, на схеме 1). Можно попробовать пройти через него, но мы видели на холме над ним охранника, который может вас заметить;
  • севернее кассы 2 в заборе много “лазов” (зеленый вопросительный слева внизу на схеме 1), но недалеко от этого места проходят реставрационные работы и работники могут заметить, что вы там вылезаете. Либо может заметить охранник с аллеи. Часто внутри комплекса, на поле, пасется стадо альпак и они иногда подходят к забору. Можно сделать вид, что вы крадетесь к ним с целью пофотографировать (обстановку надо смотреть на месте);

Поле с альпаками (внутри комплекса), за ними видна зона с работниками и вверху справа аллеяВверху слева виден голый забор с дыркой, в которую можно пролезть, сразу за ним проходит дорога, но вокруг в комплексе открытое пространство.

Достаточно надежный способ пройти бесплатно в Саксай:

идти через кассу 1 на соседний холм. На кассе 1 надо сказать, что вы идете на холм к статуе (Cristo Blanco), куда проход бесплатный. Либо можно доехать до статуи Христа на проходящем автобусе, например в Писак, и потом от нее спуститься по направлению к кассе 1. Смотри схему 3 ниже. От тропы-лестницы есть несколько неявных тропинок (зеленый пунктир влево) и несложно перелезть через колючую проволоку (когда больше никого нет на лестнице). Вы оказываетесь на территории комплекса. Осталось выбрать место где выйти в люди, не привлекая особого внимания. Вокруг холма с Саксаем проходит терраса (обозначена прозрачно-зелёным на схеме 3), попасть на которую можно только из комплекса (как думает охрана). Она открыта для свободного хождения с обеих сторон. На террасе находится крест и от него должен быть хороший вид на Куско, по этой террасе почти никто не ходит (мы тоже поленились сходить к кресту ) . Если подняться до нее, то потом можно легко выйти с любой ее стороны. Лучше выходить ближе к контролю 4 (верхняя зеленая галочка), там сразу высокие стены в которых очень легко затеряться и много туристов;

Схема 3: Бесплатный проход в Саксай от первой кассы или от статуи на соседнем холме

Как попасть бесплатно в крепость Саксайуаман в Куско.

Мы рассказываем о своем опыте.Никого не агитируем следовать за нами.Информация может быть полезной тем, у кого нет денег,но есть желание посмотреть на достопримечательность.

В интернете можно найти информацию о том, как пройти бесплатно в эту крепость, используя “путь через аллею” (1) или перебравшись с соседнего холма (2), на котором находится статуя Христа (Cristo Blanco).

Карта, с расположением объектов:

Территория комплекса СаксайРасположение касс и некоторых объектов вокруг комплекса

Мы решили использовать первый способ – “через аллею”. К крепости Саксайуаман мы поднимались из центра города по автомобильной дороге. Сперва прошли мимо билетной кассы 1, после мимо кассы 2 и подошли к аллее (примерно 30 мин от центра). По аллее бродил туда-сюда охранник, так что нам пришлось изменять первоначальный план и искать другие пути.

Примечания

  1. Relacion del descubrimiento y conquista del Peru (1571)
  2. Espinoza Soriano, Waldemar. La etnohistoria andina // Investigaciones sociales. — III. — № 4. — 1999. — P. 127.
  3. Pedro Sarmiento de Gamboa. Historia de los Incas. — Madrid: Miraguano, Polifemo, 2007, p.136.
  4. de Murúa. Historia general del Perú, origen y descendencia de los lncas. — Madrid, 1962. — P. 68—69.
  5. Biblioteca de autores españoles. Tomo 184. Relaciones geográficas de Indias: Perú. Tomo 2. — Madrid: Ediciones Atlas, 1965. — P. 4
  6. Cabello Valboa, Miguel. Miscelánea antártica. Una historia del Perú antiguo. — Lima: Universidad nacional mayor de San Marcos. UNMSM, Instituto de etnología, 1951. — P. 337.
  7. Colección de libros y documentos referentes à la historia de América. Tomo IV. Pedro Gutiérrez de Santa Clara. Historia de las guerras civiles del Perú (1544—1548) y de otros sucesos de las Indias. Tomo tercero. — Madrid: Libreria general de Victoriano Suárez, 1905. — P. 435.
  8. Alonso Ramos Gavilán. Historia de Nuestra Señora de Copacabana. — La Paz: Academía Boliviana de la Historia, 1976. — P. 16.
  9. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 445. — (Серия «Литературные памятники»).
  10. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 496—498. — (Серия «Литературные памятники»).
  11. Хемминг, Джон. (2006). Дата обращения 12 февраля 2018.
  12. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 494. — (Серия «Литературные памятники»).
  13. Хемминг Д. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — 558 с. — С. 200, 201 — ISBN 5-9524-0200-3.
  14. Хемминг Д. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — 558 с. — С. 123. — ISBN 5-9524-0200-3.
  15. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 495. — (Серия «Литературные памятники»).
  16. Хемминг Д. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — 558 с. — С. 200—207. — ISBN 5-9524-0200-3.
  17. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 497. — (Серия «Литературные памятники»).

Архитектура

Стены

План Саксайуамана

Сторона крепости, обращённая к городу, благодаря своей крутизне, не требовала серьёзного укрепления.

Три главные зубчатые стены в виде террас были построены на противоположном пологом склоне. При их строительстве использовался очень плотный и крепкий юкайский известняк серого цвета.
Самая длинная из стен имеет протяжённость около 400 м. Высота — 6 м. Частично они врезаны в глинистую почву холма, а частично имеют забутовку из глины и строительных остатков. Изъяны такой конструкции, вместе с ненадёжным грунтом под основанием, в настоящее время проявляются в подвижках и разрушениях строения. Стены имеют парапеты, за которыми могли укрываться воины, и несколько входов. По описанию, входы закрывались подъёмными камнями.

Эти стены имеют свои названия. Первая называется Тиу-пунку, то есть Песчаные ворота (по окружающей почве), вторая — Акавана Пунку, по имени главного мастера, третья — Виракоча Пунку, так как посвящена богу Виракоча.

Стены крепости. Фотография 2006 года

Внутренние постройки

Руины башни Мойок Марка

На вершине находился комплекс зданий с окнами, направленными в сторону города и три башни. Они были возведены из прямоугольных блоков зеленовато-серого диорит-порфира с горы Саксайуаман. Первая из башен — Мо́йок Марка (Муюк-марка), то есть — Круглая крепость. Её фундамент состоит из трёх концентрических стен, а диаметр внизу — 75 футов (22 м). Она принадлежала Инке и его двору. Её стены были покрыты золотыми и серебряными изображениями животных, птиц и растений. Там же находились такие же вещи, как и в других дворцах города. В башне имелась цистерна с водой, к которой по подземным водотокам была подведена вода из дальнего обильного источника с хорошей водой.

Две меньшие башни были прямоугольными. Это Салья Марка (Какльак Марка) и Паукар Марка. Салья Марка стояла на основании в 65 футов (19 м) и состояла из пяти этажей со ступенями внутри. В этих башнях были помещения для размещения избранных солдат гарнизона, которые должны быть только инками. Они не жили там постоянно, а сменяли друг друга. Подвалы башен соединялись тоннелями, которые перекрывались каменными балками. Сеть тоннелей была разветвлённой и служила складом, в том числе, и для военного снаряжения. Складами были также две группы небольших помещений, расположенных в юго-восточной части комплекса. Следует, однако, учитывать, что в старинных описаниях иногда наблюдается путаница в порядке расположения объектов и их назначении.

В целом, крепость была столь огромна, что могла бы, в случае необходимости, вместить всё население Куско.

Последующая история

По прямому назначению крепость использовалась во время восстания Манко Инка Юпанки в 1536 г

При одном из штурмов этого стратегически важного пункта был убит Хуан Писарро

Испанцы превратили крепость в каменоломню, из её камня строились дома в Куско. Были унесены наиболее мелкие блоки из главных стен. А верхние строения разобрали почти полностью, в том числе и перекрытия подземелий.

Уже в наше время большая часть пустот в главных стенах была заложена мелким камнем.

В 1983 году Саксайуаман, как часть города Куско, внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в Саксайуамане ежегодно, 24 июня отмечается (фестиваль Солнца), ежегодный праздник зимнего солнцестояния, привлекающий тысячи перуанцев, боливийцев, эквадорцев, а также иностранных туристов.

Файл:Sacsayhuamán Décembre 2006 — Vue Panoramique — Pleine résolution.jpg Панорама крепости

Несколько советов:

  • есть ещё “лёгкая” дырка в крепости, надо только поймать момент и перешагнуть верёвочку (зеленый вопросительный на схеме 3), но сюда почти постоянно смотрит охранник, стоящий возле контроля 4. Замечание: “cоседние” знаки: зеленая галочка и зеленый вопросительный, находятся на разной высоте, “галочку” охраннику с контроля 4 уже не видно, в том числе из-за других стен).
  • Совсем бесплатный и безопасный способ – просто посмотреть на крепость с соседнего холма со статуей Христа. Мощные стены-зигзаги неплохо видны, но это, конечно же, не так интересно, как полазить самому внутри Кстати, возле кассы 1 таксисты заманивают именно на такой вариант – посмотреть бесплатно на крепость, когда они отвезут вас на холм со статуей. Не ведитесь
  • По нашему мнению, забраться на холм с дороги между кассой 1 и 2 представляется трудновыполнимым, так как там слишком крутой склон (желтые метки на схеме 3).

Итак, обобщенная схема с двумя бесплатными проходами в Саксай:

Обобщенная 3D-схема с двумя бесплатными проходами: слева – от кассы 1 на террасу, справа – через калитку и поле

Внутри объекта билеты не проверяют, если только вы не привлечете к себе внимание охраны, которая больше озадачена тем, чтобы туристы не залазили куда не надо.Мы провели в цитадели Саксайуаман часа 3, неспешно рассматривали что хотели, фотографировались с альпаками и катались на горке. Вышли без проблем мимо Контроля 4, спустились к Кассе 1 и от нее обратно в город

По пути есть несколько смотровых площадок на Куско и живописные старые улицы, ориентируйтесь сами по карте, например, по maps.me.

Руины храмов Инков Саксайуаман в Перу

В старинном комплексе инков есть очень интересное место — Храм Десяти Ниш в Перу. Такое название храм получил благодаря ровным и пропорциональным углублениям в его стене. Ниши имеют форму трапеции. Историки считают, что в этих относительно небольших углублениях стояли канделябры. Нет никаких сомнений в том, что у этого древнего храма была еще одна стена. Об этом свидетельствуют каменные блоки, лежащие напротив стены с нишами. В данном случае говорится о полностью завершенном, но разрушенном строении.

Кому по силам было разрушить эту изящную, но в то же время очень прочную конструкцию? В Перу в подобных разрушениях принято было обвинять испанцев, однако ни один документ не свидетельствует о том, что испанцы что-либо разрушали в древнем комплексе инков. Самим испанцам не было смысла разрушать то, что им самим могло пригодиться в целом виде. Зачем и кому понадобилось ломать эти удивительные сооружения?

Начал строительство десятый инка — Тупак (Топа) Инка Юпанки (1471—1493 гг.) или его отец — Пачакутек Инка Юпанки (1438—1471 гг.). Строительство продолжалось более 50-и лет и закончилось во времена Уайна (Вайна) Капака (1493—1525 гг.).

Может быть, землетрясение разрушило древнее сооружение? Однако даже при сильных колебаний обломки не будут таким образом «рассеиваться» по земле, скорее они бы образовали компактные груды.

Может его, разрушил всемирный потоп или огромная волна цунами? Тогда получается, что древние инки жили там еще до потопа, а ученые утверждают, что инки появились в Перу после потопа и просто использовали древние руины.

Имели ли древние инки отношение к начальному строительству? Возможно, они лишь отремонтировали что смогли? Сплошные вопросы и ни одного однозначного ответа…

Возраст одного из самых поразительных строительных комплексов инков составляет более 10 000 лет. Он построен таким образом, что каменные глыбы прекрасно просматриваются с неба, но кто в древности мог летать по небу кроме птиц и инопланетян? Возможно ли, что это строительство осуществлялось с участием инопланетных цивилизаций?

В этом месте оставлены определенные знаки, которые предназначались для людей из будущего.

Многие люди убеждены в том, что в древности Землю посещали представители внеземных миров. Неужели это правда и пришельцы повлияли на нашу историю? Могут ли загадочные и необъяснимые древние строения иметь инопланетное происхождение?

Кем они были? Что они оставили? Куда они ушли? Вернуться ли они? Разгадают ли ученые эти загадки истории? Все вопросы очень актуальны в наше время.

Оцените статью