Чирибайя — чиму — инки

История

Народы кечуа населяли Анды еще в 1000 г. до н.э. Вплоть до 1200 г. н.э. племена жили разрозненно, но примерно в 1250 г. Инка Манко Капак с берегов Титикаки основал город Куско и начал развивать империю, покоряя народ за народом. Второй виток развития империи начался с правлением Инки Пачакути (Пачакутека), ознаменованной активным завоеванием все новых и новых земель. В период самого сильного расцвета империя занимала территорию с севера на юг от современной южной Колумбии до центрального Чили, а с востока на запад — от Тихого океана до глубоких джунглей.

Хронология правления Инков:

  1. Манко Капак
  2. Синчи Рока
  3. Льюке Юпанки
  4. Майта Капак
  5. Капак Юпанки
  6. Инка Рока
  7. Яуар Уакак
  8. Виракоча
  9. Пачакутек Юпанки
  10. Тупак Юпанки
  11. Уайна Капак
  12. Уаскар
  13. Атауальпа

Империя Инков и их культура были разрушены испанцами в самом зверском завоевании, произошедшем на американском континенте. Последним оплотом инков были крепости Ольянтайтамбо в Священной долине Инков, Саксауайман в Куско. Под лидерством Франциско Писарро испанцы украли более чем 280 000 килограмм золота, при чем произведения искусства были переплавлены в слитки. Испанцы ради покорения индейцев запретили все выражения родной религии и культуры. Но все же многим традициям удалось выжить в мифах и ремеслах Перу, Эквадора и Колумбии.

Современные говорящие на языке кечуа народы Анд — потомки инков. Они составляют почти 45 процентов населения Перу. Индейцы живут в сплоченных сообществах и занимаются традиционным сельским хозяйством. Большая часть сельскохозяйственных работ производится совместно. Даже при том, что католицизм — теперь официальная религия в этих местах, на практике очень заметна смесь Западной и родной Андской религии и культуры.

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 30 082

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 20 194

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 15 839

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Сельское хозяйство

Культура Чиму выработала сложную систему ведения сельского хозяйства, с разветвленной системой ирригационных каналов, большими водными резервуарами, сельскохозяйственными орудиями и методами обработки почвы. Чтобы добыть воду, Чиму использовали колодцы похожие на те, что применяли индейцы Наска. Всё это позволило им получать два или три урожая в год в долинах с не самыми плодородными землями. Сбор урожая и его последующее хранение тщательно планировались государством, поэтому сложные периоды (такие как засуха или наводнения, вызванные феноменом Эль-Ниньо) могли быть преодолены. Всё это способствовало росту благосостояния Чиму, а возможно, и формированию бюрократической системы, одной из основных задач которой было управление государством.

С помощью гидравлической инженерии Чиму усовершенствовали эксплуатацию воды, соорудили плотины, акведуки, каналы, родники и оросительные канавы. Одной из созданных Чиму техник ведения сельского хозяйства были затопленные участки местности (уачакес), использовавшиеся для выращивания в прибрежных пустынях овощей, а также тростника, который шел на изготовление лодок и жилищ, плетение корзин.

Систему сельского хозяйства Чиму не смогла превзойти ни одна другая культура.

Закат цивилизации Моче

Последние находки, относящиеся к культуре Моче, датируются VII веком. Предположительных причин исчезновения цивилизации несколько. Одна из них – явление Эль-Ниньо, или колебание температур поверхностного слоя воды в океане. На протяжении 30 лет это явление вызвало затопление территории и, следовательно, разрушение систем ирригации и глиняных домов Моче. Затем ливни сменились засухой. Люди были вынуждены покинуть основные города и переселиться вглубь территории в более мелкие поселения.

Недостаток еды и прочих ресурсов, скорее всего, привел к началу гражданской войны. Перенаселение тоже сыграло свою роль. Взаимные конфронтации за территории и влияние имели место быть. Цивилизация Моче склонилась к закату.

Ремесло и клады Чиму

Чиму были настоящими мастерами по обработке металлов, особенно золота. Чиму владели большими золотыми приисками, где трудилось около 6000 человек. Золотая руда плавилась в ветряных печах, которые были расположены на склонах гор. Температура в этих печах повышалась благодаря ветру, который задувался в специальные отверстия.

Одной из «визитных карточек» Чиму являлись ритуальные ножи «туми». Эти золотые ножи имели закруглённые рукояти, украшенные драгоценными камнями. Во времена конкистадоров на побережье Перу нередко встречались гробницы, битком набитые сокровищами, принадлежавшими Чиму. Большинство из найденных золотых предметов жадные испанские завоеватели переплавляли в слитки.

Рассказывали, что во второй половине XIX, некто по фамилии ла Роса нашёл на побережье клад, принадлежавший культуре Чиму. Клад состоял из 5000 золотых бабочек, каждая такая золотая бабочка имела вес менее 1 грамма. Эти бабочки парили в воздухе, если на них слегка подуть. Полковник Ла Роса велел переплавить бабочек в слитки, после чего получил из них примерно 4 кг чистого золота.

Но кладов Чиму так много, что археологи и сегодня находят ещё не разграбленные могильники. Так, только в 80-х годах было найдено сокровищ, принадлежавших Чиму, общим весом в 1-2 тонны. Особенно ценной была находка в виде перчаток, сделанных из тумбаги (медно-золотого сплава). Они являлись точной копией кисти человеческих рук.

Сокровища владыки Сипана

Один из самых загадочных памятников Тиауанако — храм Каласасайя. его площадь — 15 тыс. кв. м. Основанием служит платформа, обнесенная стеной из монолитных колонн, пространство между которыми заполнено отшлифованным камнем. Австрийский исследователь Познански считал Каласасайю обсерваторией, ориентированной на точки солнцестояния и равноденствия.

Название Тиауанако в переводе с языка кечуа означает «садись, гуанако» (гуанако — быстроногое животное, близкий родственник ламы). По легенде, инка Майта Капак так обратился к юноше гонцу, доставившему весть об обнаруженных на берегу озера Титикака гигантских развалинах. Инки всегда придерживались убеждения, что до прихода в мир их прародителей Манко Капака и Мамы Окльо на земле царили дикость и варварство. Поэтому они поразились циклопическим руинам Тиауанако и посчитали его «городом, построенным богами».

Великий город был признан легендарной прародиной инков, и археологи нашли факты, подтверждающие это. В полуподземном храме рядом с Каласасайей найдена статуя, получившая название «Бородатый идол», поскольку ее отличительной чертой является внушительная борода. Известно, что у индейцев слабо развит волосяной покров на лице и бородачей среди них нет. Тем не менее древняя традиция инков говорит о том, что верховный бог и создатель мироздания Виракоча Пачакамак в своей земной ипостаси был как раз высоким, белокожим и бородатым старцем. Сопровождавшие его спутники назывались просто виракочами и тоже обладали светлой кожей и бородами. По легенде, именно они основали город на берегу священного озера.

К северу от Тиауанако, близ современного города Аякучо, сложилась еще одна мощная держава — Уари, культура которой во многом близка культуре Тиауанако. Но если правители «города, построенного богами» направляли свою экспансию на юг и запад, то цари Уари расширяли свое влияние на север, за короткий срок распространив власть на земли древней цивилизации мочика и далее к северу. Большинство городов этой части страны несут следы сильного культурного влияния Уари. Новая держава, просуществовавшая примерно 300 лет, с 600 до 900 г., сумела создать единый политический и хозяйственный организм, соединив области страны мощеными дорогами и закрепив свое господство строительством новых городов и торговых станций. Этот опыт позднее использовали инки в управлении своей империей.

Море для Чиму было неисчерпаемым источником морских продуктов. Чиму были очень хорошими мореплавателями, как и полагается в соответствии с их мифом о сотворении, который описывает прибытие с моря легендарного основателя их государства. Чиму использовали небольшие лодки из тростника, которые и сегодня можно увидеть если рыбачить недалеко от берега. Для более долгих путешествий они разработали особый корабль, сделанный из связанных вместе стволов и одной или двух мачт, к которым присоединялись тканевые паруса треугольной или прямоугольной формы. Приводился в движение такой корабль с помощью деревянных весел и системы движимых стволов, установленных на носу и на корме судна, что делало корабль гораздо более устойчивым во время нахождения в море. На борту всегда были сети, поплавки, рыболовные крючки и другие инструменты для рыбной ловли как в открытом море, так и около берега.

Ремесла Чиму

Обработка металлов

Чиму были очень искусными обработчиками металлов, особенно когда дело касалось золота, серебра, меди и их сплавов. Обрабатывались металлы с помощью специальных техник, таких как золочение и серебрение. Ремесленники по металлу работали в специальных мастерских, разделенных на части, в зависимости от способа обработки металлов, и производили множество предметов: ножи, чашки, различные сосуды, фигурки, браслеты, броши и т.п. Правители Чиму носили туники (ункус), изготовленные из позолоченной и посеребренной меди, а также золотые и серебряные украшения на шею и уши, маски.

Кстати, долгое время культуре Чиму приписывали изготовление ритуального кинжала «золотой туми» или «Ильимский нож», однако на самом деле кинжал этот принадлежал культуре Ламбайеке.

Керамика

От своих предшественников — культуры Моче — Чиму унаследовало умение прекрасно изготавливать керамические изделия, хотя они никогда не пытались соревноваться с Моче. На Чиму оказала влияние культура Вари, а также они заимствовали стили культур Кахамарка и Рекуай. Основная разница между керамикой Моче и Чиму состоит в том, что предыдущая цивилизация обрабатывала изделия вручную, в то время как более поздняя использовала формы для лепки.

Керамика Чиму обычно небольшого размера, тщательно отшлифована, в ней преобладают темные цвета, иногда с красноватыми, коричневыми или бежевыми отливами. В орнаменте и в форме часто встречаются изображения растений, животных, фруктов, людей и мифологических созданий, применяются техники барельефа и затирки.

Керамические изделия Чиму использовали как для повседневного использования, так и в религиозных целях — в качестве подношений во время похорон.

После завоевания инками, Чиму переняли характерные черты их керамики, например, присутствие в орнаменте изображений маленьких обезьян на одной из ручек изделий.

Текстильная промышленность

Текстиль Чиму был представлен парчой, вышивкой, цветными тканями, вязаными изделиями. Иногда вещи были украшены перьями, золотыми или серебряными пластинками. Одежда Чиму: набедренные повязки, рубахи без рукавов (иногда с бахромой), небольшие пончо и туники. Вещи изготавливались из шерсти гуанако, ламы, альпаки или викуньи, а также из разноцветного хлопка. Краски делались из растений, орехов и минералов, а также из насекомых.

Культура и быт Моче

Жертвоприношения

Известно, что для привлечения дождей Моче часто совершали человеческие жертвоприношения, поэтому данная культура считается одной из самых кровавых. По одной из теорий, именно огромное количество ритуальных убийств привело к исчезновению их цивилизации. Ведь, стремясь задобрить богов, Моче постепенно истребляли самых сильных и молодых представителей своей Культуры.

Так же в жертву приносили наложниц и слуг правителей, о чем свидетельствует найденное неразграбленное захоронение близ посёлка Уака-Рахада. Находка датирована III веком и получила название Сипанский владыка.

Несмотря на общую жестокость, положение женщин в культуре Моче было высоким. Доказательством этого являются дошедшие до нас изображения, где именно женщины подавали жертвенные чаши шаманам во время ритуалов.

 Одним из достижений культуры Моче является четко выверенная система социального строя. Он был строго иерархическим, но вместе с тем весьма удобным для построения правильной системы общества. Археологические находки свидетельствуют о том, что у руля правления стояла элита, в то время как большинство население находилось на правах рабов и было очень бедным. 

Вертикальная политическая система опиралась на религиозную и наделяла высшие чины божественными способностями и считала их посланниками небес. 

Ремесла

Развитие ремесел в культуре Моче было на очень высоком уровне. Они отлично умели обрабатывать металлы, такие как: золото, серебро, медь. Помимо этого, Моче искусно владели техникой золочения. А их изобретение —  медный сплав под названием «томпак» — используется в мире и по сей день. 

Изготовление керамики – еще один талант этой древней перуанской цивилизации. Сосуды имели порой весьма замысловатую форму, которая только отдаленно напоминала современную посуду. На изделия часто наносили росписи различной тематики. Помимо посуды, из керамики изготавливали еще духовые музыкальные инструменты, трещотки и колокольчики. Считается, что владение гончарным ремеслом у Моче был самым совершенным в доколумбовый период. Особенностью являлась портретная, почти фотографическая точность при изображении лиц. 

Культура инков

Каждому гражданину инки назначили очень четкую роль в жизни, связанную с их возрастом, полом и социальным положением. Например, дети, более чем пять лет возраста, несли задачу перевозки воды до областей, где взрослые выращивали зерновые культуры. И женщины, старше, чем пятьдесят, должны были ткать ткань для того, чтобы сделать одежду. Даже людям с ограниченными физическими и умственными возможностями давали ежедневные задачи, которые были подстроены к их возможностям. Например жевать кукурузу или зерно и сплевывать в большую миску. Все это перебраживало, и инки делали их собственное специальное пиво зерна под названием Чича, которое они пили по праздникам.Все индивидуальные задачи были зарегистрированы чиновниками через систему, заменявшую письменность, названную Кипу. Это была сложная форма общения, использущая сплетенные веревки, окрашенные в определенной последовательности, и завязанные в различные узлы. Император Пакакути также создал религиозные праздники для своих людей. Шесть раз в месяц вся империя справляла праздники, устраивала парады, слушала проповеди.

Инки были невероятными строителями и архитекторами. Их ирригационные системы, дворцы, храмы и укрепления до сих пор встречаются всюду в Андах. У них была разветвленная система дорог, которая, главным образом, использовалась для правительства и военных целей. Курьеры носили сообщения в форме кипу по всей империи. К сожалению, этой дорожнаой сетью также воспользовались испанцы, что значительно облегчило их завоевание Империи Инков.

Текстиль

Искусство текстиля инков развивался в симметричных геометрических узорах, символизме. Приоритетными цветами были белый, красный, черный и желтый. Согласно установленным правилам, фасон инкских пончо строго соответствовал роду занятий и социальному статусу его владельца. Инки также производили прекрасные плащи из шерсти альпак и викуний, которые так распространены в Андах.

Керамика

Керамика Инков создавалась на основе искусства завоеванных народов, таких как Чиму или Чанкай. Преимужественные цвета раскраски были черный, белый, желтый, оранжевый и красный. Как правило, на отполированных пооверхностях изображались геометрические декоративные элементы. Керамика инков отличалась большим разнообразием различной посуды. Часто раскрашивались обе стороны изделия.

Золото

Инки, по словам испанских конкистадоров, добывали очень много золота. Большинство золота уходило на украшение храмов и других религиозных целей. Когда инки выкупали Атауальпу, Франциско Писарро велел заполнить зоротом до верху хелую комнату. В итоге инки принесли около 6 тонн золотых изделий. На тот момент это было крупнейшей добычей за всю историю человечества. Тем не менее Атауальпа был казнен. После чего, как считается, инки спрятали свое оставшееся золото, намного превосходившее по объему все украденное испанцами, где-то в джунглях. До сих пор экспедиции со всего мира пытаются найти золото инков, но пока безрезультатно.

К счастью, не все золото инков было переплавлено испанцами в слитки. Многие произведения искусства до сих пор можно лицезреть во многочисленных музеях Перу, Южной Америки и всего мира. В золотых изделиях инки изображали своих богов, животных, и просто красивые орнаменты.

«Сеньор де Лурен» — праздник пропавшего распятия

Перуанский город Ика гости наводняют к 17-му октября — и перуанцы, и гости Перу. Покровителем выстроенного около т.н. Панамериканского шоссе Ики считается Иисус Христос «Сеньор де Лурен». Его изображение проносят по Ике в рамках ярчайшего праздничного шествия, на которое выходит буквально весь город. В Ике вспоминают, таким образом, далекие времена, когда более пятисот лет тому назад (в 1570-м г.) исчезло охраняющее город распятие — и потом внезапно «всплыло» в соседнем городе, который назывался Лурен (отсюда название праздника).  В честь этой находки и стали праздновать день «Сеньор де Лурен» (Господь из Лурена).

Общество, экономика и политика

Пачакути и его сыну Топе Инке удалось преобразовать весьма разрозненные области, населяемые более чем 100 различными племенами людей в политический союз, который мог накормить и одеть миллионы людей, выполнить очень серьезные планы строительства и снабдить многочисленную армию. Он изобрел новую схему правительства, социальную систему, правила экономики и религии. Он был одним из самых влиятельных единовластных правителей, который когда-либо существовал во всемирной истории. Он не зависел от совета старейшин, принимая все решения самостоятельно.

Император Инка Пакакути, в первую очередь, назначил себя святым императором. Он утверждал, что был прямым потомком бога создателя Пачакамак (также названный Виракоча). При его правлении Куско стал святым местом, посвященным Инти, богу солнца. Пакакути сломал старые глиняные постройки и восстановил весь город в камне. Он построил храм Кориканча, посвященный Инти, и, в то же время, себе. Его стены были покрыты огромным количеством золота.Одной из проблем правительства было распределение еды и одежды. Зерно, картофель и хлопок, необходимый миллионам людей, были все произведены в различных областях империи. Инка решил это, развив форму практического социализма. Каждая деревня производила то, что позволяет ее экосистема, и давала излишки производства другим деревням в различных областях. В свою очередь, более бедные деревни, занимающиеся сельским хозяйством в неплодородных горных террасах, получали продукты, которые они не могли вырастить сами. Часть излишков откладывалась, чтобы накормить солдат или трудовые команды, которые строили храмы или дороги. Это называлось системой взаимности, и именно поэтому у инки не было рынков. Все поставляли и получили предметы первой необходимости через эту систему взаимности.

Инки не просто производили различные сельскохозяйственные культуры там, где они более урожайны. Инки еще и проводили исследования, какие культуры более выносливы и урожайны, используя специальные концентрические террасы, например такие как в Морае. На разной высоте была разная температура, что позволяло производить селекцию культур. Так что можно сказать, что у инков развивалась наука, а также и образование.

Кошки и день Святой Ифигении

Каждый год, чем ближе день Святой Ифигении, тем активнее возгласы защитников природы. Они призывают… не есть кошек! Кто же может есть кошачье мясо на религиозный праздник? Перуанцы!  Южнее Лимы, столицы страны, каждый год в маленьком городе под названием Ла Кебрада проходит фестиваль, на котором блюдом №1 выступает кошатина.  Хотя власти Перу и местные экологи пытаются побороть это явление не первый год, справиться с ним пока не удается. Жители свято чтят те дни, когда, поселившись в этих краях и не имея еще продовольственной базы, они выжили лишь благодаря мясу кошек. Так что это такой своеобразный налог индейки на День благодарения в США. А сам фестиваль в Ла Кебраде очень красочен и впечатлит любого путешественника по Перу.

Аякучо в истории и сегодня

В двадцати пяти километрах от города находится Пикимачай – древнейшее поселение людей на территории перуанского государства. Ученые установили, что они пришли сюда около 12 тысяч лет назад.

Позднее в непосредственной близости от современного Аякучо появился город Уари, столица до-инкской империи, созданной в Андах (инки пришли сюда, согласно летописям, только в 1430-х г.г.).

Аякучо, каким мы его знаем теперь, был основан испанцами-завоевателями сто лет спустя, в 1539-м г. Ряд католических храмов города – наследие тех дней.

Наконец, при Аякучо состоялось решающее сражение войск Симона Боливара против испанских колонизаторов во время освободительной войны. Об этом напоминает памятник Боливару на Plaza de Armas (в каждом уважающем себя городе Перу, а также соседних Боливии и Эквадора, есть Площадь Оружия).

К памятнику, отмечающему центр города, ведет улица, которая начинается с триумфальной арки. Сам же Аякучо, если посмотреть на него с высоты птичьего полёта, по схеме своей застройки похож на типичный старинный испанский город.

Государственная система

Как и остальные культуры того периода, общество культуры Чиму основывалось на религиозном культе с теократической структурой, где правитель считался потомком мифологического основателя и божеством. Все, кто ниже правителя, согласно иерархии, разделялись в соответствии с выполняемыми ролями и функциями, которые передавались по наследству. Распорядители завоеванных территорий обладали огромной властью над ними и имели право собирать с земледельцев дань и контролировать сельскохозяйственное производство, а также хранение, потребление и распределение товаров и имущества. Управление государством осуществлялось из столицы — города Чан-Чан.

Экономика Чиму основывалась, главным образом, на сельском хозяйстве, торговле, рыбной ловле, охоте и ремеслах (архитектура, керамика, обработка металлов и тканей).

Большинство жителей Чиму были ремесленниками, и им было запрещено менять род занятий. Ремесленники объединялись в группы в соответствии со своей специализацией. В последние периоды существования Чиму в Чан-Чане жили и работали около 12 тысяч ремесленников.

Чиму также обладали познаниями в астрономии, химии, математике, географии и гидравлической инженерии. Однако эти знания были доступны лишь специалистам, которые использовали их в качестве источника мудрости и божественной власти.

Кровожадная Религия

Жители Чиму поклонялись Луне, которая была на небосводе и днем, и ночью. В отличии от инков, которые поклонялись Солнцу, Чиму считали его разрушительным. Возможно, это связано с тем, что в местах обитания Чиму лучи солнца были беспощадными.

Луна (Ши) была главным божеством, считалось, что она подчиняет себе время и управляет ростом сельскохозяйственных культур. Море (Ни) также было важным идолом, ему приносились жертвы (например, из кукурузной муки, красной охры и др.), чтобы быть под защитой и не утонуть во время рыбной ловли. Также чтились некоторые созвездия.

В каждом отдельном регионе были свои святилища, разные по значимости. Такие святилище назывались словом «уака» (храм), и у каждого из них был священный объект культа с соответствующей ему легендой.

Жители Чиму приносили жертвоприношения Луне, причем самые благочестивые приносили в жертву своих собственных детей: в разноцветной ткани, с подношениями в виде фруктов и кукурузной водки. Чиму верили, что принесенные в жертву дети будут благославлены, и в жертву их приносили в возрасте около 5 лет. В Храме Луны были обнаружены тела нескольких подростков 13-14 лет и несколько могил детей.

В 1997 году недалеко от Лимы археологи обнаружили останки около 200 человек. У них были перевязаны за спиной руки, связаны ноги и завязаны глаза, а их глотки были перерезаны. Археологи предполагают, что это тела рыбаков, принесенных в жертву богу моря после завоевания плодородной долины в 1350 году.

Обожествлялась и частная собственность. Те, кто совершал против нее преступления, подвергались смертной казни вместе со всей семьей.

Ссылки

  • Логотип Викисклада Чиму: тематические медиафайлы на Викискладе
  • [http://mesoamerica.ru/indians/south/chimu_main.html Описание Чиморского государства, родословная правителей и сведения о языке чиму на сайте Mesoamerica.Ru]
  • [http://www.precolombino.cl/es/culturas/centrales/chimu/index.php Культура Чиму на сайте Музея доколумбова искусства]
  • Куприенко С.А. [http://books.google.ru/books?id=vnYVTrJ2PVoC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма] / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3.

Фестиваль в Пуно

Древний город Пуно овеян легендами и его история неразрывно связана с озером Титикака, связывающим Перу и Боливию, а также Солнце и Луну, храмы которых расположились на священных островах посреди этого высокогорного водоема. Изначально Пуно был маленьким поселком, но разросся с появлением конкистадоров. И хотя здешние серебряные шахты, которые начали разрабатывать в XIX в., могли сильно испортить Пуно, этого не случилось. Сегодня путешествия в Перу не обходятся без посещения этого городка, который славится как местная фольклорная столица. Здесь свято чтут традиции инков, а первая неделя ноября превращается в сплошное гулянье, так как именно в это время тут проходит фестиваль танца. Четвертого и пятого ноября имеет место его главное действо — инсценировка важнейших эпизодов мифологии инков. И, конечно, вокруг шумят ярмарки, льются напитки и накрываются столы!

Достопримечательности Аякучо

Храмы Аякучо

Во время прогулки по Аякучо первыми в глаза бросаются городские храмы, которых тут очень много, особенно если сопоставить с размером города. В первую очередь это, конечно, кафедральный собор, главная церковь всякого католического города.

Но не он является в Аякучо самым древним. Собор построен в 1612-м году, а церковь святого Кристобаля – в 1540-м! Лишь на год моложе храм Богородицы Милостивой (Ла Мерсед) – 1541г., а также святого Франциска – 1552 г. Стоит побывать в монастыре святого  Доминго, который был построен в 1548-м г., и в монастыре святой Клары, датируемом 1568-м годом. Церковь святой Терезы и иезуитская церковь Аякучо чуть младше, они относятся уже к XVII веку, но тоже очень впечатляют. Как и везде в Латинской Америке, убранство церквей имеет свой особый шик, вероятно, связанный с индейским происхождением большинства прихожан, так что экскурсия по храмам Аякучо запомнится надолго.

Ремёсла в Аякучо

Другая важная достопримечательность города – традиционные ремёсла Анд. В первую очередь речь о ткачестве и гончарном деле, но также о резьбе по дереву (в том числе это касается украшения церквей).

В Аякучо есть целый район, который носит имя святой Анны – он расположен совсем близко от центра города, и здесь поколениями живут семьи мастеров. Тут можно и посмотреть на их работу, и приобрести что-то из изделий.

Аякучо и «Танец ножниц»

«Танец ножниц»  – удивительный фольклорный феномен, который, совершая туры в Перу, лучше всего смотреть именно в Аякучо.

Считается, что его придумали в этой части Анд как ритуальное действо для избавления от захватчиков-испанцев. Так или иначе, Danza de las Tijeras исполняется группой танцоров в традиционных костюмах перуанских Анд, держащих в руках большие ножницы. Ими в воздухе выписываются столь же сложные, сколь и опасные фигуры. Может, создатели танца хотели «отрезать» себя от колонизаторов? Так или иначе, Danza de las Tijeras превратился в особое искусство, и специалисты ЮНЕСКО включили его в список нематериального культурного наследия.

История

Государством культуры Чиму был Чимор. В период наивысшего расцвета территория страны простиралась вдоль побережья Тихого океана почти на тысячу километров. По легендам, её основатель и первый царь Наймлап прибыл в страну вместе с соплеменниками на флотилии бальсовых плотов откуда-то с севера.

При последнем царе этой династии, Фемпельеке, в стране произошли стихийные бедствия, вызвавшие голод и анархию. Жрецами и знатью Фемпельек был сначала свергнут, а затем утоплен в океане.

К власти пришла новая династия Чиму. По преданию, первый представитель этой династии, Такайнамо, также прибыл в страну на флотилии бальсовых плотов.

В 1470 году инками был побеждён властитель Чимора по имени Минчанкаман, само государство было покорено и присоединено к империи инков полководцем Тупак Инка Юпанки. Тем не менее, инки не стали уничтожать Чимор, а сделали своим вассалом, оставив прежнюю династию у власти. Территория Чимора однако была уменьшена, а на оставшейся размещены были инкские гарнизоны.

В начале XVI века остатки государства Чимор были захвачены и уничтожены испанскими конкистадорами.

Возникновение и история

Культура Чиму (ударение на последний слог) — это доколумбова цивилизация, относящаяся к так называемому Позднему промежуточному этапу доколумбовой хронологии Перу. На культуру Чиму во многом оказала влияние ее предшественница — культура Мочика (Моче). Да и располагалось государство Чиму там же, где и Моче несколько веков назад. Считается, что культура Чиму сформировалась в результате синтеза культур Мочика и Ламбайеке.

Чиму считали, что их цивилизация возникла в соответствии с мифом: с моря пришли боги, целью которых было навести порядок. Пришедшего бога звали Такайнамо и он правил народами на северном побережье Перу до самой своей смерти. Такайнамо начал строительство храма Чан-Чан и нескольких дорог, связавших северные и южные территории государства, а также побережье и долины за Андами, тем самым сделав возможным контроль административных центров государства. После Такайнамо правителями были Гуакрикур, Наусемпинко (которому приписывают наибольший период завоеваний Чиму) и Минчанкаман, который был разгромлен инками в межгосударственных войнах, имевших место между 1462 и 1470 гг.

 

Оцените статью