Культура перу

Пещеры Паракаса

Наиболее значительным в культуре пещер Паракаса можно считать красочный текстиль, изображающий мистические существа, сильно схожий с текстилем культуры Чавин. Могилы того периода имели доступ через подземные циллиндрические конструкции, диаметром с метр сверху и утолщающиеся до 4-х метров внизу, по форме напоминающие перевернутый фужер. В каждой такой могиле было найдено с дюжину мумий, сидящих на коленях, завернутые в красивые плащи, выполненные разными техниками. По всей видимости, одну такую могилу использовали семьи или кланы на протяжении нескольких поколений. Почти все из мумий имели признаки трепанации или деформации черепов.

Виды туризма

С тех пор, как такие понятия, как туризм и путешествия перестали быть уделом только состоятельных членов общества и сами эти понятия выделились в самостоятельный бизнес, в прайсах туристических агентств мира появилась небольшая градация этого способа времяпровождения. А именно появились так называемые виды туризма, который начали подразделять не только по его основной среде пребывания, но и по стоимости.

Так в нашей с вами жизни появились не только такие виды туризма, как водный, горнолыжный или альпинистский, но и особо оригинальный его вид такой, как элитный туризм. Что именно туристические операторы тех или иных маршрутов имеют в виду, это их дело, но однозначно это стоит дороже других видов.

Национальные праздники в Перу

В первую очередь стоит вспомнить о Дне национального достоинства, который отмечают 9 октября. Этот праздник начал свою историю в1968 году. Его учреждение тесно связано с одним из важнейших событий в истории государства.3 октября революция в Перу привела к власти Хуана Веласко Альварадо. Главным достижением нового правительства стала национализация нефтяной компании, принадлежавшей США, которая более 40 лет грабила Перу.

Главным государственным праздником в Перу является День независимости, отмечаемый 28 июля. В этот день перуанцы празднуют освобождение от 300-летнего испанского гнета. Отмечаемый.Торжество продолжается и 29 июля, когда наступает День национальной армии и полиции.

В Перу до сих пор сильны традиции, доставшиеся современным перуанцам от древних инков. Так, одним из самых важных празднеств считается «Инти Райми» или Праздник летнего солнцестояния. Его отмечают 24 июня. Он представляет собой церемонию встречи Солнца и поклонения ему, проводящуюся в Куско и Саксайуамане. Этот праздник в первую очередь известен красочным шествием. Оно начинается у церкви Сан-Доминго, построенной на месте бывшего храма Солнца. Актеры, которые изображают жрецов, несут на тронах прародителей инкской народности. Затем процессия двигается к крепости Саксайуаман, где приносится импровизированная жертва в виде ламы. Перуанцы верят, что этот ритуал обеспечивает стране благополучие на целый год.

Не менее важен и День Пуно, который проходит 5 ноября в одноименном городе около озера Титикака. Он посвящен символическому явлению первого инка Манко Капака и его жены Мама Окльо. Праздник сопровождается пышными процессиями, военными парадами и музыкальными мероприятиями. Туристы отправляются сюда, чтобы увидеть костюмированные танцы, которые исполняются в знак благодарности предкам за родной город. А в начале августа на острове Амантани приносят жертвы Матери-Земле.

Европейцы освоили Перу достаточно давно, но индийцы до сих пор составляют значительную часть населения страны. 24 июня в городе Куско, бывшей столице империи инков, проходит День индейцев. Во время этого праздника индейцы чтят предков, поклоняются древним богам, просят у них отпущения грехов и заступничества.

В февраляе в Перу празднуют День «писко-сур». Этот праздник появился в стране в 2004 году. «Писко-сур» — это знаменитый перуанский коктейль из «писко» — водки из винограда. Напиток изобрели в прошлом веке в одном из баров Лимы. Для его приготовления используют сахар, корицу, сок лимона, раздробленный лед, яичный белок и «писко». В день «писко-сур» во многих перуанских городах указанный напиток предлагают бесплатно. А в некоторых местах проводят конкурсы на лучший «писко-сур».

Город Тиауанако

Столица государства — город Тиауанако — располагалась на южном берегу озера Титикака, на границе Боливии и Перу. Почва там была болотистой, и город периодически страдал от наводнений, вызванных в том числе таянием ледника Кельккая, расположенного рядом. Однако в сельском хозяйстве это было преимуществом и использовалось при сооружении приподнятых клумб и грядок, разделенных каналами. Также были построены акведуки.

Тиауанако находился в выигрышном положении благодаря своему расположению рядом с озером Титикака, где сходились многочисленные караванные пути. Это позволило Тиауанако контролировать поток товаров, производимых в менее высокогорных районах.

Считается, что именно Тиауанако придумали социальную группу, называемую «айлью», затем широко распространенную в Андах и, в частности, у инков. У членов айлью были общие потомки — настоящие или предполагаемые — которые работали совместно на общей территории. Айлью были объединением нескольких семей, считавшими себя потомками общего дальнего предка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

(Древнее исчезающее племя)

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) – огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

(Мужчины племени долины реки Амазонка)

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие — лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации – родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Литература

  • Bruhns, K.O. (1994). Ancient South America. Cambridge ; New York: Cambridge University Press.
  • Cavallero, Raffael and Izumi Shimada. «Some Thoughts on Sican Marked Adobes and Labor Organization.» American Antiquity, January 1988: p. 75-101.
  • Shimada, Izumi, Gabriela Cervantes, Carlos Elera, Katsutomo Kato, Go Matsumoto, Elvis Mondragon, and Hirokatsu Watanabe. «Organization and Variability Among Middle Sican Elite Burials in Peru.» Society for American Archaeology Annual Meeting. Austin, TX: Society for American Archaeology, April 2007.
  • Shimada, Izumi and Jo Ann Griffin. «Precious Metal Objects of the Middle Sican.» Scientific American, April 2004: p. 80-89.
  • Shimada, Izumi, Ken-ichi Shinoda, Julie Farnum, Robert Corruccini, and Hirokatsu Watanabe. «An Integrated Analysis of Pre-Hispanic Moruary Practices: A Middle Sican Case Study.» Current Archaeology, June 2004: p. 369—402.
  • Sharpe, Colleen. Ancient Peru Unearthed: Golden Treasures of a Lost Civilization. Calgary: Nickle Arts Museum, 2006. ISBN 0889533067.
  • Hoyle, Rafael Larco. Peru. New York: The World Publishing Company, 1966.

Позднесиканский период

Поздний сиканский период начался около 1100 года н. э. и закончился в 1375 года, когда сиканцев покорило царство Чиму.

Запустение Сикана и Батан-Гранде

Около 1020 года н. э. в Сикане произошла засуха, которая длилась около 30 лет. Во время засухи Сиканское божество, тесно связанное с океаном и, в частности, с водой, оказалось в центре религии. Катастрофические погодные изменения, таким образом, народ связывал с Сиканским божеством, точнее, с его неспособностью обратить силы природы на пользу сиканцам. Сиканские церемонии (а также храмы/курганы[уточнить], на которых они осуществлялись) должны были обеспечить изобилие со стороны природы, а элита выступала посредником между рядовыми людьми и Сиканским Божеством, которое, в свою очередь, было посредником между людьми и природой. После 30-летнего периода неопределённости в отношении к природе, храмы, которые были центрами Среднесиканской религии и власти элиты, были сожжены и заброшены (это произошло в период между 1050 и 1100 годами н. э.). Вероятно, культ предков и возвеличивание элит вызвали слишком сильное отторжение в массах. В сочетании с засухой, которая явно ослабила сельское хозяйство региона, терпимость населения упала, тогдашняя элита потерпела крах. После разрушения сиканские культовые постройки практически не восстанавливались, разве что иногда подвергались мелкому ремонту. Дальнейший ущерб им был нанесён потопом «Эль-Ниньо» около 1100 года н. э.

Новый Сикан

Сожжение и оставление прежней столицы означало необходимость сооружения новой. В качестве новой столицы позднесиканского периода был сооружён Тукуме в месте, где соединяются долины Ла-Лече и Ламбайеке. Тукуме стал новым религиозным и церемониальным центром Сикана. Религиозное и иконографическое наследие среднесиканского периода (Сиканское Божество и Сиканский Правитель) резко исчезает, и именно этап их исчезновения считается началом позднесиканского периода. Прочие мифологические изображения среднесиканского периода продолжают использоваться и в позднесиканский, и отражают возрождение религии, восходящей к традиционному почитанию природных явлений. Среди изображений того периода встречаются кошачьи, рыбы и птицы, которые в предыдущие эпохи были вторичными по отношению к Сиканскому божеству, однако находят параллели с прежними культурами региона. В период перехода от средне- к новосиканскому периоду не связанная с религией материальная культура, в частности, керамика и металлургия, принципиально не изменились. Смена политической и религиозной власти не повлияла ни на сельское хозяйство, ни на ирригацию, что видно на примере поселения Пампа-де-Чапарри и других многочисленных поселений.

Тукуме

В среднесиканский период Тукуме стал новым религиозно-церемониалным центром сиканской культуры. Курганы и храмы продолжали сооружать (или поддерживать) и в позднесиканский период. Этот город необычайно разросся в течение 250 лет позднесиканского периода. Ко времени, когда регион Ламбайеке завоевало царство Чиму ок. 1360 г. там существовало 26 крупных курганов и пристроек. Городище занимает 220 гектаров вокруг горы Ла-Райя. Тукуме стал новым центром реорганизованного и вновь объединённого сиканского общества вплоть до падения Сиканской культуры под напором родственной культуры Чиму.

Общественные верования и обычаи в Перу

Общественные верования и обычаи Перу разнообразны и зависят от ряда факторов. Из-за истории и широко распространенной практики католицизма, эта религия имеет значительное влияние на многие социальные убеждения сегодня. Воскресенье в основном предназначено для посещения церковных служб и семейных встреч во второй половине дня на обед.

Культура здесь относительно консервативна и патриархальна. В большинстве домашних хозяйств мужчины обычно работают, чтобы содержать семью, в то время как женщины остаются дома, чтобы выполнять домашние обязанности, хотя многие женщины участвуют в рабочей силе, особенно в Лиме.

Другие социальные обычаи связаны с тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Приветствуя нового знакомого или коллегу, большинство людей обнимаются и целуются в левую щеку. Некоторые люди, особенно в профессиональной среде, просто пожмут друг другу руки. Прибыв на социальную функцию, норма заключается в том, что перуанцы появляются с опозданием от получаса до часа. Это обычная практика, которая в местном масштабе упоминается как действующая в перуанское время.

Архитектура

Huacas дель Соль у де — ла — Луна , расположенный в шести километрах к югу от Трухильо

Перуанский архитектура является конъюнкцией европейских стилей , подверженных влиянию образов коренных народов. Два из наиболее известных примеров раннего колониального периода являются собор Куско и Церковь Санта — Клара в Куско . После этого периода метисация достигла богаче выражение в стиле барокко . Некоторые примеры этого периода Барокко являются конвент — де — Сан — Франциско , в Iglesia — де — ла — Compania и фасад университета Куско и, в целом, церкви Сан — Агустин и Санта — Роза из Арекипа .

Хотя эти более поздние примеры редки; Война за независимость оставила творческую пустоту , которая была заполнена неоклассицизма . Двадцатый век характеризовались эклектичной архитектурой, которая была резко против конструктивного функционализма . Его значительный пример Сан — Мартин Plaza в Лиме .

Перуанские искусства и литература

Перу обладает богатой историей искусства и литературы и продолжает отмечать и сохранять эти две части своей культуры в музеях, расположенных по всей стране.

Перуанская литература имеет свои корни в рассказывающих традиции прединков коренных народов. В эпоху инков литература распространялась с помощью кипу, серии завязанных нитей, используемых для записи информации. По мнению некоторых историков, он также использовался для обмена историями. Современная литература начала формироваться в колониальную эпоху и сыграла важную роль в обществе в эпоху неоклассики, модерна и современности. Среди наиболее известных авторов из Перу: Хосе Карлос Мариатеги, Марио Варгас Льоса и Сезар Вальехо.

У художественных работ в Перу есть подобный график времени к литературе. Древние перуанские народы оставили после себя важные следы каменных скульптур, керамики и текстиля. В 1919 году была основана Школа изящных искусств в Лиме, ​​которая оказала значительное влияние на стили живописи того времени. Сегодня керамика Chulucanas, характеризующаяся черно-белым геометрическим рисунком, продолжает производиться в северном регионе страны и экспортируется на международный рынок.

Первые люди Перу

По мнению ученых, там, где сейчас находится государство Перу, люди стали селиться примерно три – три с половиной тысячи лет тому назад. Они пришли сюда, кочуя в поисках дичи и растительной пищи, и нашли эту часть Анд пригодной для жизни. Да настолько, что создали тут культуру, от которой в будущем сами инки взяли очень многое. Совершая туры в Перу, можно посетить Карал – городок, неподалеку от которого ученые исследуют доисторический город с гигантскими пирамидами, построенный как раз такими предшественниками инков.

А ещё одно древнее наследие предлагает гостям озеро Титикака – самое высокогорное судоходное озеро нашей планеты. Здесь и сегодня живет народ урос. Точно так же – «урос» – называются и их плавучие дома, дрейфующие по Титикаке. Их уклад насчитывает тысячелетия и не изменился не только с доиспанских, но и с доинкских времен!

Природа

Перу расположилась на весьма гористой местности. Несмотря на то, что вдоль береговой линии равнина, чуть восточнее уже возвышаются крупные горы. Всего около тридцати вершин, высота которых превышает показатель в 6000 метров. Самой высокой точкой Перу принято считать гору Уаскаран в Андах, являющуюся частью массива Кордильера-Бланка (6768 м).

Особого внимания заслуживают радужные горы «Ваникунка», название которых с языка индейцев кечуа дословно переводится как «горы цвета радуги». Много веков назад красный песчаник, покрывающий вершины, начал менять свой цвет под воздействием ветра и подземных вод и стал окрашиваться в зеленый, желтый, бурый, синий и другие цвета. Это чудо природы располагается в провинции Киспиканчис в 100 км от Куско на высоте 5 200 метров. Покорить такую вершину непросто, однако редакторы канала National Geographic настоятельно советуют хотя бы попытаться, и выделяют место в список тех, которые необходимо обязательно увидеть в течение жизни… подробнее

В этой категории Перу тоже можно назвать рекордсменом. Всего в стране порядке двадцати рек и пять крупных озер. На слуху практически у всех река Амазонка и озеро Титикака. Обе этих водных экосистемы являются одними из самых загрязненных, несмотря на свою величину, с каждым годом все больше нуждаются в очищении.

Амазонка и вовсе является самой крупной рекой в после Нила, она пересекает территорию пяти латиноамериканских государств и входит в список семи природных чудес мира… подробнее

В водную экосистему Перу также включают Тихий океан. Акватория океана для Перу имеет не такое большое значение, однако ежегодно с берегов именно этой республики на океан любуется порядка 2 млн туристов. Здесь открыта добыча полезных ископаемых: железомарганцевые конкреции, а также газовые гидраты. Кроме того, здесь достаточно хорошо развит рыболовный промысел, который работает на благо пищевой промышленности и медицины… подробнее

Большая часть территории Перу не имеет постоянного растительного покрова, что объясняется излишней засушливостью. Территория вблизи Анд славится своими густо насаженными субтропиками и джунглями. Здесь можно встретить весьма редкие виды красных и ванильных деревьев, а также сарсапарила и вечнозеленые кактусы.

Животный мир гораздо богаче. На территории Перу постоянно обитает порядка 800 видов птиц, 250 видов млекопитающих и более 1000 видов насекомых. Примерно 50 видов (загадочный древолаз, желтолицый воробьиный попугайчик, инкская жаба и др.) считаются эндемиками и вызывают особый интерес у зоологов и путешественников… подробнее

На западе и востоке страны преобладают тропический пустынный и субэкваториальный типы климатов соответственно. При подъеме на высоту показатели могут меняться. В целом для всей территории характерная засушливость из-за близости холодного Перуанского течения, особенно тяжело приходится местным жителям с декабря по апрель, далее количество осадков чуть повышается.

Для Перу характерны резкие температурные перепады, днем воздух прогревается примерно до 40 градусов, а ночью до 13… подробнее

Среднесиканский период

Погребальная маска IX-XI века в Метрополитен-музей

Среднесиканский период продолжался с 900 по 1100 годы н. э. Это период «культурного расцвета», он отмечается различными культурными нововведениями, ряд которых не имели прецедента в тех землях. Как предполагается, толчком к культурному расцвету стало возобновление местной политической и религиозной активности в результате разрушения государств Уари и Среднего Кахамарка, в результате чего Сиканская культура обрела относительную автономию. Для среднесиканского периода характерны 6 основных показателей: искусство и идеология, ремёсла и технология, погребальные обычаи, торговля на дальние расстояния, города-религиозные центры и монументальные храмы, а также структура и авторитет самого государства. Вместе указанные характеристики свидетельствуют, что Сиканская культура имела очень продуктивную экономику, чёткую социальную дифференциацию, а также влиятельную религиозную идеологию, которая определяла и диктовала структура теократического государства.

Искусство и идеология

Сиканское искусство является изобразительным по стилю и религиозным по своей природе. Такие особенности, как скульптурные изображения и минимизация количества цветов (от одного до трёх) были общей чертой для искусства ряда предшествующих культур, процветавших на северном побережье Перу. Сиканское искусство реконфигурировало мотивы, конвенции и концепции предшествовавших культур (в основном Уари и Мочика), создав совершенно новый уникальный стиль. Отсылки к прежним идеям, образам и методами предшествовавших культур в сиканском искусстве оказывались полезными тем, что поддерживали престиж и легитимность новой сиканской религии.

В сиканской иконографии преобладает «сиканское божество». Его образ украшает все произведения искусства сиканского периода, включая керамику, металлические изделия и ткани. Чаще всего его изображают в виде маски с поднятым взглядом. Иногда его облик принимает птичьи черты, такие, как клюв, крылья и когти, которые проявляются на керамике раннесиканского периода. Эти птичьи черты связаны с ключевой фигурой сиканской мифологии — Наймлапом. Наймплап считается основателем первой династии доинкских царей в долинах Ла-Лече и Ламбайеке. В Легенде о Наймлапе, которую впервые записал испанский хронист Мигель Кабельо де Бальбоа в XVI веке, Наймлап считается прибывшим по морю на берег Ламбайеке на плоту из бальсового дерева. Он основал большой город, а каждый из 12 сыновей его старшего сына, в свою очередь, основал свой новый город на побережье Ламбайеке. Когда Наймлап умер, у него проросли крылья и он улетел в иной мир.

Образ Сиканского божества не является новым для среднесиканского периода ни по концепции, ни по чертам. Обе предшествующих культуры, мочика и уари, изображают единственную мужскую фигуру, а обращённый вверх взгляд, характерный для Сиканского божества, обычен для искусства и иконографии других доиспанских культур. Уникальной, однако, является иконография, сопровождающая изображения Сиканского божества. Луна и океан, вероятно, символизируют то, что Сиканское божество отвечало за благополучие морской живности и рыбаков

Наличие в иконографии водных мотивов свидетельствует также о важности для сиканцев ирригации и сельского хозяйства. Другие атрибуты, такие, как пара «солнце — луна», символизируют дуализм человеческой и небесной жизни

Также Сиканское божество изображали с ножами и отрубленными головами, что могло символизировать его могущество.

Присутствие Сиканского божества практически во всех видах сиканской иконографии особенно впечатляет в связи с почти полным отсутствием в среднесиканском искусстве человеческих изображений. Единственным исключением являются изображения Сиканского Правителя. Иконография Сиканского Правителя почти идентична Сиканскому божеству, с тем исключением, что он изображён в естественном виде и не имеет птичьих черт. Возможно, Сиканский Правитель является земным «альтер эго» Божества.

Паракасский Некрополь

Период паракасских некрополей был позже периода пещер, и считается более развитым периодом культуры Паракас. Умершие хоронились в позиции эмбриона, завернутые в несколько слоев прекрасной ткани. В могилах также находились ожерелья, керамика, золото, прядильные и ткаческие инструменты, оружие, кукуруза, юкка, это был как бы погребальный комплект.

В этот период ткани декорировались очень красочными рисунками людей, птиц, рыб и других животных, таких же красивых, как и геометрические фигуры. Рисунки на тканях, которые носили те или иные члены общества, по всей видимости, говорили об их социальном статусе.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

(Жизнь древних племен Майя)

Например, майя считали, что рождение ребенка – знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

(Воин древнего племени Инки)

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа – бог погоды, богиня Луны – Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Оцените статью