Эрмитаж храм солнца? невероятная экскурсия по дворцу

Содержание
  1. Как добраться
  2. Ника
  3. Архитектурные особенности здания
  4. Нарвские ворота
  5. Подвал Зимнего дворца
  6. А колонны?
  7. Социальная лестница
  8. Что еще с Растрелли?
  9. Исаакиевский Собор
  10. Святыни
  11. Внутреннее убранство
  12. Главные помещения Зимнего дворца
  13. Парадная Иорданская лестница
  14. Георгиевский или Большой тронный зал
  15. Эрмитажный театр
  16. Большая церковь Зимнего дворца
  17. ПОТОП ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ? 10 ЗАКОПАННЫХ ГОРОДОВ МИРА С ПОДЗЕМЕЛЬЯМИ. ПОЧЕМУ ВСЕ ГОРОДА ЗАСЫПАНЫ ?
  18. Попробуем разобраться
  19. Бартоломео Растрелли
  20. Вот про фундаменты Зимнего дворца, оттуда же
  21. Что такое подвал в то время?
  22. История Зимнего дворца
  23. Архитектурные особенности Зимнего дворца
  24. Описание достопримечательности
  25. Архитектурные особенности
  26. Декоративные элементы и цветовая гамма
  27. Оформление интерьеров
  28. Немного истории
  29. История здания
  30. Постройка Растрелли
  31. Воссоздание Стасова
  32. Экскурс в прошлое

Как добраться

Доехать до площади можно, воспользовавшись метро. Самая ближняя станция – Адмиралтейская. Кроме того, посетить Зимний дворец можно, воспользовавшись услугами экскурсионных автобусов.

Ника

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 666Регистрация: 23-10-2018

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Нарвские ворота

Триумфальную арку построили в честь русских войск после победы в Отечественной войне 1812 года. Арка была возведена из дерева и гипса всего за один месяц и вскоре обветшала. Разработать новый проект ворот поручили Василию Стасову. Строительство началось в 1827 году и продолжалось семь лет.

Арку построили из кирпича, который потом обшили медными листами. Ее высота составила около 30 метров, а ширина — 28 метров. Ворота опоясывали 12 десятиметровых колонн. На декоративных карнизах установили крылатые женские фигуры (по задумке скульптора Ивана Леппе они олицетворяли Славу), а внизу — медные скульптуры русских витязей. Арка украшена барельефами и золотыми памятными надписями. Венчает ворота фигура Победы на колеснице, запряженной шестеркой коней.

Во внутренних помещениях арки по задумке архитектора должен был открыться мемориальный музей. Но по решению военного ведомства там разместили солдат, охранявших Нарвскую заставу.

Подвал Зимнего дворца

И тд.

Там жили люди и довольно много. Им нужен свет? Естественный? Да, видимо.

Смотрим внимательно на окна и колонны, видим следующее:

Подвал Зимнего дворца

Перед
окнами есть некий бруствер, каменный, приступок такой. Не
строитель-архитектор, не знаю, как он называется. Подскажите. Он идет по
всему фронту здания. Трудно предположить, что когда то по фасаду здания
посередине окон шел какой то бордюр. Или этот бордюр потом добавили?
После потопа?

А колонны?

Их
основание почему вровень с низом бордюра? Или после потопа колонны
убрали, сделали бордюр по всему фасаду, заасфальтировали дорогу, не
убрав грязь после потопа и потом, на этот “живой” асфальт или другое
покрытие стоящее на грязи, поставили колонны… Так я понимаю?

Или
арочные полуокна подвала мы принимаем за засыпанные наполовину
нормальные окна? У них рамы есть вообще то, соответствующей формы,
подоконники.

Окна подвала Зимнего дворца изнутри я не нашел, кому интересно, поищите сами. Посмотрите это:

Пытливый взгляд исследователя заметит заложенное изнутри окно. Я думаю, что его подкорректировали при внешней перестройке, как и все другие, а может функциональность этого помещения требовала доработки.

Александровский дворец в Пушкине

Вот
так он выглядит сейчас. Трудно предположить, что его, стоящего далеко
от рек и на небольшом холме, тоже засыпало неким потопом. Разве что
Большой пруд стал Гигантским.

Социальная лестница

Для
кого предназначались подвалы? Для обслуги, охраны и тд. Людей низкого
сословия, которые все-таки должны были где то жить в непосредственной
близости от царей. А где? На первом этаже? А цари на втором? Серьезно?
Наверху, под крышей? Может там кто и жил, но точно не все. И кухарки,
официанты с чердака будут бегать в подвал туда-сюда, туда-сюда. А
склады, а разгрузка-погрузка, а отопление, печи, то сё.

Что еще с Растрелли?

Вот его дворец в Латвии:

Тоже засыпан? Во окна подвала видны. В Латвии то?

Посмотрите другие его творения.

Вывод
– надо бы подучить авторам каналов архитектуру, технологии
строительства, а лучше продолжать такую работу. Интересно разбираться,
думать и тд.

Говорят Ютуб хочет помечать аналогичные видео значком – “Недостоверная информация”. Вот так вот.

Исаакиевский Собор

Василий Стасов входил в комитет Исаакиевского собора. Группа российских архитекторов, инженеров, художников и скульпторов была задействована в строительстве, которым руководил Огюст Монферран. Конкурс на реконструкцию Исаакиевского собора был объявлен в начале XIX века: предыдущий приземистый храм совершенно не вписывался в архитектурный облик Петербурга. Про его кирпичные стены на мраморном основании жители города сочиняли ехидные эпиграммы, за что некоторых из них даже сослали в Сибирь. Новый храм возводили 40 лет — с 1818 по 1858 год.

При строительстве здания было применено много новых для того времени технологий: купол построили с применением металлических конструкций, мраморные колонны привозили с пристани (куда их доставляли с каменоломни) по первому в России рельсовому пути, для подъема колонн использовали специальные леса и механизмы. После реконструкции Исаакиевский собор стал четвертым в мире по величине. Его высота составляет 101,5 метра, а внутреннее пространство храма позволяет одновременно вместить 10 тысяч посетителей.

Святыни

В храме находились особо чтимые православные святыни. В молельной при алтаре был помещён образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, украшенный золотой ризой с бриллиантами. Позднее сюда были перенесены святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября  года в Приоратском дворце в Гатчине: десница Иоанна Крестителя, древняя Филермская икона Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетине (Черногория), и золотой ковчег с частью Ризы Господней. В честь обретения этих реликвий Святейший правительствующий синод установил новый церковный праздник «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя», отмечаемый 12 (25) октября начиная с 1800 года. С 1852 года ко дню праздника святыни переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.

Внутреннее убранство

Сретение Господне (храмовая икона Малой церкви, вторая треть XVIII века)

Декоративное убранство Сретенской церкви воссоздавалось В. П. Стасовым в 1838—1839 годах. Для воспроизведения первоначального, допожарного, облика были использованы сведения о её ремонтах в конце XVIII — первой третьи XIX века, рассказы о том, как выглядел её интерьер.

Церковь получила сложное золочёное барочное убранство — некоторые элементы декора были позолочены по цветному грунту-подложке, при этом объёмные изображения головок ангелов и рокайльные орнаменты были сделаны из папье-маше. Стены были расчленены пилястрами и окрашены в светло-голубой цвет.

Поскольку над церковью находилась Бриллиантовая комната, то помещение не имело сводов; плоский потолок был украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа работы Н. А. Майкова по рисунку Т. А. Неффа.

В церкви был установлен двухъярусный иконостас работы В. Бобкова:

Алтарь отделён от храма деревянным двухъярусным столярной работы с позолотою иконостасом. Царские врата — сквозные резные, а северные и южные глухие. Образа в Царских вратах: Благовещения и евангелистов. По иконостасу с правовой стороны Царских врат — образ Сретения Господня, с левой — путешествие Божией Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет.

В иконостасе находилось 16 икон, часть из которых — это спасённые при пожаре старые образа, написанные на холсте во второй трети XVIII века предположительно И. И. Бельским и И. Я. Вишняковым (документы, указывающие на авторство и более точное время написания икон отсутствуют). На стены были помещены новые образа с изображений святителей, написанные Т. А. Неффом. Выбор сюжетов был осуществлён в соответствии с памятными датами истории императорского дома.

На кровле дворца над Малой церковью был устроена звонница с барочным луковичным куполом. Лестница дворца, ведущая к Сретенской церкви, получила название Церковная.

В ризнице церкви с конца XIX века хранился золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, который был привезён из монастыря Пантакратор (Афон).

Главные помещения Зимнего дворца

Всего в Зимнем четыре основных корпуса, которые соединены многочисленными залами, галереями, комнатами — их почти 500.

Парадная Иорданская лестница

При входе во дворец нас встречает великолепная лестница, получившая свое название от Иордани, — крещенской купели. Именно по Иорданской лестнице крестный ход направлялся к реке для последующего омовения.

Георгиевский или Большой тронный зал

Когда-то — главный зал страны. Именно там испокон веков стоял трон: начиная с 18 века, на нем восседали российские монархи. Пожар 1837 года совершенно уничтожил данный символ самодержавия, но мастерам удалось воссоздать былое великолепие. После революции трон разобрали и вернули только спустя много десятилетий — в конце 1990-х.

Эрмитажный театр

Изящный небольшой театр в былые времена предназначался для избранных: членов царской семьи и приближенной знати. Сейчас его двери открыты для каждого: на легендарной сцене проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, научные диспуты и симпозиумы.

Большая церковь Зимнего дворца

Имелась у монарших особ и собственная церковь: в этих роскошных интерьерах обращало свои молитвы к Богу не одно поколение российских правителей. Простым смертным вход сюда был запрещен. После великого пожара 1837 года помещение реконструировали с большой точностью, однако в целях безопасности деревянные элементы заменили на конструкции из папье-маше.

В церкви находятся бесценные православные реликвии: образ 17 века в золотой ризе с бриллиантами, десница Св. Иоанна Предтечи и ковчег из золота с частицей ризы Господней — наследие могущественного ордена госпитальеров.

ПОТОП ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ? 10 ЗАКОПАННЫХ ГОРОДОВ МИРА С ПОДЗЕМЕЛЬЯМИ. ПОЧЕМУ ВСЕ ГОРОДА ЗАСЫПАНЫ ?

2 154 069 просмотров, палец вверх 79 тыс., палец вниз 5,3 тыс.

Канал на ютуб Крамола Опубликовано: 1 дек. 2018 г.

Опять попалось на глаза вот такое видео. Раньше разбирался с разными второстепенными домами, городами, типа Ярцево, Питер – Зоологический музей, Омаха – штат Небраска, то сё.

А
тут подумал, “а не пора ли нам взяться за на Нашего, так сказать, за
Шекспира”, то есть за Зимний дворец, который упоминается почти в каждом
подобном видео.

Автор этого канала на 3:23 минуте говорит по этому поводу следующее:

Дворцовая площадь, Санкт-Петербург Расчет закопанного этажа Зимнего дворца

И тут же, говорит следующее:

И далее по тексту.

Попробуем разобраться

Строительство
нового Зимнего дворца, было поручено архитектору Растрелли, в 1731
году, потом он неоднократно перестраивался и расширялся.

Нас интересует нижняя часть здания, посмотрим кто такой архитектор, что строил ранее.

Бартоломео Растрелли

Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал.Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700 Париж — до 29 апреля1771) — русский архитекторитальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).

Вот про фундаменты Зимнего дворца, оттуда же

Предлагаю читателям самим ознакомиться что такое “платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях”.

Думаю никто не будет спорить с утверждением, что фундамент нужен? Что есть точка промерзания грунта, общий вес здания и тд.

Почему в таком месте неудобном, подтапливаемом?

Первая, “красная” линия понимаете что такое? А для царя, царицы? Кто такой архитектор? Это прежде всего слуга, какие бы регалии он не носил.

Итак, фундамент на сваях есть, а значит есть и подвал.

Что такое подвал в то время?

Да и сейчас в какой-то степени. Это – место хранения продуктов (естественный холодильник), склад чего нужно, а так же место жительства людей. Каких? Набираем в поисковике “Подвалы Зимнего дворца” и смотрим.

https://history.wikireading.ru/124872

История Зимнего дворца

Зимний дворец был построен в пятьдесят четвертом – шестьдесят втором годах итальянским архитектором Растрелли. Грандиозное здание, в котором больше тысячи помещений и в десять раз меньше лестниц, северным фасадом обращено к Неве, южным – к Дворцовой площади. Разнообразные сочетания ризалитов, портиков, подчеркнутые линиями карниза и балюстрады, делают фасад необычайно живописным.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Над оформлением дворцовых интерьеров в разные годы работали Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Карл Росси. На втором этаже, куда ведет построенная Растрелли и переделанная после пожара тридцать седьмого года девятнадцатого века Иорданская лестница – анфилады парадных залов, преимущественно оформленные Джакомо Кваренги и Иваном Старовым во второй половине восемнадцатого века. При пожаре дворец сильно пострадал, но был заново отстроен за два года. Многие помещения были оформлены в соответствии с новыми вкусами тридцатых годов восемнадцатого века, но фасад здания и отдельные помещения были восстановлены в прежнем виде.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Дворец долгое время был зимней резиденцией российских императоров, а с июля по ноябрь семнадцатого года двадцатого века служил залом заседания Временного правительства. Через год часть, а через четыре года всё здание передано Государственному Эрмитажу.

В начале девятнадцатого века для окончательного оформления архитектурного ансамбля Дворцовой площади, на которой и расположен Зимний дворец, напротив него архитектор Карл Росси спроектировал здание Главного штаба. Два громадных дугообразных здания, обрамляющих площадь, связывает триумфальная арка – памятник в честь победы над Наполеоном. Арку украшают композиции из воинских доспехов, а завершает ее колесница, управляемая богиней победы Никой.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна, воздвигнутая в стиле ампир в тридцать четвертом году девятнадцатого века французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого в память о победе его старшего брата Александра Первого над Наполеоном.

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Оформление интерьеров

Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.

Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.

Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.

  1. Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
  2. Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
  3. Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
  4. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.

Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.

Немного истории

Не все знают, но нынешнее здание Зимнего дворца – не первое и даже не второе, а…пятое! Над ним с 1754 8 лет трудился знаменитейший итальянский архитектор Бартоломео Расстрелли. Вместе с прилегающей к нему Дворцовой площадью, Эрмитаж представляет собой восхитительный архитектурный ансамбль.

Зимний дворец

Каждый из Зимних – это отдельная эпоха. Первый дворец построили между Невой и Миллионной улицей, недалеко от Петропавловской крепости. Это был относительно простой, двухэтажный дом, возведенный на участке, который был личной собственностью Петра Первого. Сегодня здесь располагается здание Эрмитажного театра. Единственными его украшениями были кровля, покрытая черепицей и добротное резное крыльцо. Строение так и называли – Зимний дом. Здание, которое называют первым Эрмитажем, появилось аж в 1712 году – это был подарок Петру на свадьбу от лучшего друга, соратника и губернатора столицы Александра Меньшикова.

Второй дворец строили по приказу уже самого Петра Первого. Большое переустройство затеяла Анна Иоанновна, которая считала старую постройку недостаточно большой для своих потребностей. Проект, предложенный Растрелли – это были 70 парадных залов, более 100 спален, помещения для развлечений, охраны, слуг. Фасад здания должен был выходить на реку, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Чтобы воплотить идею в жизнь, пришлось скупить соседние дома, принадлежащие придворной знати. Дворец еще несколько раз строился и расширялся при Елизавете Петровне, но итог все равно не удовлетворял императрицу. В итоге, было решено построить дворец заново, для чего построили четвертый Зимний, временный. Небольшое здание на реке Мойке, на углу Невского, построили в 1755, а через 7 лет разобрали за ненадобностью.

То великолепие, которое видят туристы сегодня – это пятый дворец. На тот момент он должен был стать самым высоким и большим зданием Петербурга: три этажа, 1500 комнат, 60 тысяч квадратов площади. Как уже упоминалось, автором проекта был Растрелли.

Зимний дворец сегодня

Императрица Елизавета Петровна, затеявшая строительство, не дожила до его окончания. Полностью закончены стены и внешняя отделка были при Петре Третьем, однако внутреннее убранство – эта заслуга эксцентричной Екатерины Второй, которая свергла с престола своего мужа. Она отстранила итальянца от отделочных работ, поручив внутренние интерьеры французам – Фельтену и Ринальди. Потом здание еще несколько раз перестраивали – был сломан старый театр, достроены покои для фаворита императрицы – графа Орлова, галерея, которая позволяла посетителям Эрмитажа миновать покои монархов. К слову, именно императрица Екатерина положила начало Эрмитажу – государственному музею. Первыми картинами он наполнился в 1764 году когда ценные произведения искусства были переданы российской короне немцами в счет долга. Позднее коллекция пополнялась другими шедеврами, а также работами членов императорской семьи.

История здания

Постройка Растрелли

А. В. Тыранов. Вид Большой церкви Зимнего дворца, 1829.

Домовая церковь размещена в юго-восточной части второго этажа Зимнего дворца, примерно на том же месте, где до пожара 1837 года находилась церковь при дворце Анны Иоанновны, заложенная 14 октября и освящённая 19 октября 1735 года архиепископом Феофаном Прокоповичем. На момент закладки храма у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны.

В январе 1756 года мастер Эйгер начал изготавливать деревянную модель купола, к отделке же интерьера приступили лишь несколько лет спустя: Растрелли представил одобренный чертёж «лепному и живописному украшению» церкви в 1759 году.

По своему решению дворцовая церковь не отвечала ни древней крестово-купольной схеме, ни базиликальному типу храма. Зодчий создаёт единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Растрелли тщательно проектировал мельчайшие детали отделки: так, для овального церковного окна он исполнил не только эскиз наружного наличника, но и чертёж переплёта с резными деталями. Иконостас он насыщает таким же убранством, как и весь церковный интерьер. Резьба и живопись здесь сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию.

Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж. Б. Джани. Евангелистов в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе написал Ф. Фонтебассо. Трёхъярусный иконостас, сени и кафедру по эскизам Растрелли выполнили резчики И. Дункер и Л. Роллан. Иконы для иконостаса исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков.

Поскольку к 6 апреля 1762 года, когда архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, отделка домовой церкви ещё не была завершена, вместо неё он освятил временную церковь во имя Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Освящение же постоянной домовой церкви во имя Нерукотворенного образа Спасителя произвёл 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил.

Воссоздание Стасова

Э. П. Гау. Большая церковь Зимнего дворца, 1866.

После катастрофического пожара 1837 года, архитектор В. П. Стасов предпринял все силы к тому, чтобы восстановить церковь императорской семьи «с возможной точностью в прежнем виде», хотя необходимых для того чертежей оказалось мало. На сей раз значительная часть убранства была выполнена не из дерева, а из папье-маше. Над оформлением работали скульпторы Д. Адж и Ю. Штрейхенберг; кариатиды и статуи изваяли В. И. Демут-Малиновский и П. В. Свинцов, а фигуры ангелов, изображающие Ветхий и Новый Заветы, — А. И. Теребенёв.

Позолоченный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Часть икон, спасённых при пожаре, вернулись на свои места. Живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» — П. Медичи. Под куполом было водружено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером.

Храм, обновлённый после пожара, был освящён 25 марта 1839 года. Церемонию провёл митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии семьи императора Николая.

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

Оцените статью