Храм святого сердца (барселона, Испания): лучшие рестораны рядом

Внешний вид

Архитектурный ансамбль разделен на 3 части:

  • крипта;
  • базилика;
  • скульптура Христа.

Первый ярус выстроен из темно-желтого камня, здание храма по контрасту выполнено из белоснежного материала, а фигура Христа отлита из бронзы. Таким образом соблюден контраст не только в пропорциях, но и в материале.

Храм Святого Сердца на Тибидабо виден из любой точки города, издалека понятна только общая композиция. Для того, чтобы рассмотреть детали, придется отправиться к самому храму.

Здание окружено широкими закругленными лестницами, ведущими в базилику. Справа, на половине пути остался вход в часовенку, положившую начало величественному храму. Испанцы трепетно относятся к памятникам архитектуры и сохранили часовню, проведя ее реставрацию.

По сторонам от главного входа установлены статуи святых Иакова и Георгия. Богородица, покровительница столицы Испании, находится над основной аркой. В крипту ведут несколько входов. Около одного из них находится лифт, возносящий туристов на смотровую площадку, по периметру которой расположены 12 фигур апостолов. Автором скульптуры Христа стал талантливый мастер Жузеп Мирет.

О месте Церковь Святого Сердца

Барселона – город старинной и современной, но в обоих случаях выдающейся архитектуры. Но получить полное впечатление о столице Каталонии и ее архитектуре, можно только со смотровой площадки на горе Тибидабо. Ведь именно на ней построена церковь Святого Сердца,  а возвышается над ней скульптурная фигура Христа, обнимающего весь мир. История церкви Святого Сердца Название горы Тибидабо в переводе с латыни звучат как «тебе даю». Согласно преданиям, дьявол искушал Иисуса Христа с вершины этой горы, показывая все красоты царств Земли. На самой вершине Тибидабо находится церковь Святого Сердца, или, как ее еще называют, Искупительный храм Сердца Христова, который виден из любой точки Барселоны. Церковь Святого Сердца была спроектирована архитектором Энрико Сагньер-и-Вильявекчиа. Он и начал ее строительство в 1902 году. Продолжил и закончил возведение церкви Святого Сердца его сын, Жосеп Мария Сагньер-и-Видаль в 1961 году. Но сама идея строительства религиозного объекта архитектуры неоготического стиля  в Барселоне возникла еще в 80-х годах девятнадцатого века. Описание убранства церкви Выполнено оформление церкви Святого Сердца в традиционных для церковных строений стилях – готическом и романском. В убранстве церкви присутствуют все атрибуты этих архитектурных направлений – розы над входами, своеобразные арки и окна, вытягивающиеся треугольные портики фасада. Пятерка нефов с эллипсоидными апсидами составляет нижнюю крипту и служат платформой для верхней церкви – в нее ведет пара основательных лестниц. Разноцветная мозаика – своего рода дань традициям византийского исскуства, служит настоящим украшением для внутреннего убранства этого памятника архитектуры. Новизну впечатлений создают сюжетные линии из самой новой истории Испании, которые прослеживаются в иконах храма, где все люди – в современных одеждах. Архитектура готического характера – заостренные  арки, узенькие  окна, тонкие резные детали отделки, устремленные в небо башенки. Все это придает церкви Святого Сердца в Барселоне изящество и невесомость. И вместе с тем, скульптурные композиции дарят храму величественную торжественность. Фасадная часть этого замечательного строения архитектуры Барселоны украшена светлыми статуями Божьей Матери, святых Георгия и Иакова – творениями рук Эусебио Арнау. Скульптуры искусного мастера Жозепа Мирета служат украшением  верхней части строения. Центральный шпиль церкви Святого Сердца увенчан золотым скульптурным изображением Иисуса Христа, обнимающего весь мир руками, похожий на монумент Спасителя  в  столице Бразилии. У основания Спасителя – самая высокая смотровая площадка, с который открывается фантастический вид: раскинувшаяся у подножия Барселона и ласкающее ее своими волнами Средиземное море. Часы работы церкви Святого Сердца Церковь открыта для посещения местными жителями и туристами ежедневно, с 8-00 до 20-00. А лифт на смотровую площадку имеет другой график: с 10-30 до 14-00 и с 15-00 до 19-00. Есть несколько способов добраться до светлой церкви Святого Сердца в Барселоне. Быстрый способ без пересадок попасть в церковь – Tibibus, отправляющийся с площади Каталонии. Второй способ – «синий трамвай», который довезет до площади Доктор-Андреу, с которой можно подняться на вершину горы при помощи старинного фуникулера.

Интерьеры

Широкая крипта состоит из пяти нефов, разделённых колоннами. В каждом – свой алтарь. Они посвящены соответственно христианским таинствам, Деве Марии, Антонию Падуанскому, Иосифу Обручнику и Деве Монтсерратской. 22 колонны, поддерживающие потолок крипты, украшены белой алебастровой лепниной, а стены в контраст им выложены цветной плиткой. Элементы декора – алебастровые барельефы, фрески и витражи с библейскими сюжетами. На барельефах изображён Крестный путь Спасителя, на фресках – Его земная жизнь, а на витражах – испанские святые и библейские сцены. Необычно то, что люди на витражах изображены в одеждах, близких к современности.

Основной храм разбит на три нефа. Внутреннее убранство более аскетично, чем в крипте: так, алтарь центрального нефа имеет простое деревянное распятие. Левый алтарь посвящён Богородице. На витражах слева от него изображена Дева Мария в представлениях разных католических стран. Витражи справа отображают Деву Марию так, как это принято в разных испанских провинциях. А витражи на куполе и в боковых нефах посвящены эпизодам земной жизни Иисуса, католическим святым и некоторым Папам. Обилие витражей наполнят базилику разноцветными бликами.

Внутреннее убранство

Стены и своды крипты и базилики украшены фресками, барельефами, окна закрыты витражами со сценами на библейские темы. В полукруглых углублениях расположены 5 алтарей, посвященных основным событиям или святым:

  • Иосиф;
  • Антоний;
  • Дева Мария;
  • Таинство;
  • Дева Монтсерратская.

Базилика в отличие от крипты наполнена светом, по стенам скользят блики от разноцветных витражей, над главным алтарем укреплено распятие. Возле левого алтаря, посвященного Богородице, 5 витражей изображают ее в разных обликах, характерных для испаноязычных стран. У левого алтаря видны еще 4 витража на ту же тему и 1 с изображением чуда воскрешения.

Вокруг наивысшей точки купола видны 8 окон, через которые свет попадает в центральное помещение. Витражи на них также посвящены жизни Христа.

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м. Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора). Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии. Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля. Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи. Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Как добраться до храма?

Достопримечательность расположена на пике горы по адресу Plaça Tibidabo. От Plaça de Catalunya к ней с 10:15 до 21 часа каждые полчаса ходит специализированный автобус с оригинальным названием Tibibus (Tibidabo + автобус). Его остановка на Plaça de Catalunya находится напротив магазина Desigual. За 2,95 EUR он без пересадок через 40 минут довезёт до площади Plaça Tibidabo перед храмом. К сожалению, в январе – марте Tibibus не работает.

Альтернативный вариант – заплатить 4,4 EUR и сесть на фуникулёр Funicular del Tibidabo на Plaça del Doctor Andreu у подножия холма. На этой площади останавливается «синий» маршрут туристического автобуса Barselona Bus Turistic. До Plaça del Doctor Andreu можно добраться и иначе. Сначала на метро линии L7 доехать до конечной станции Avinguda Tibidabo. Затем выйти из метро на лифте (эскалатора нет) и, заплатив 5,5 EUR, сесть в голубой ретро-трамвай Tramvia Blau, функционирующий с 1911 г.

Трамвай, к сожалению, работает только в летнее время, когда функционирует популярный парк аттракционов на горе. Зимой может не работать и фуникулёр. В таких случаях придётся выбирать между такси, подъёмом пешком с ориентацией на рельсы, и экскурсией.

При наличии достаточного времени собор Святого Сердца можно посетить и в рамках 5-часовых экскурсий на холм Tibidabo, регулярно организуемых с Plaça de Catalunya. Её участников туда и обратно доставляют туристические автобусы. В программу экскурсии включено свободное время для посещения довольно популярного в Барселоне парка аттракционов. За экскурсию нужно заплатить 50 EUR.

Смотровая площадка

Чтобы подняться на нее, нужно сначала приобрести билет. Он стоит 3 евро, продажа автоматизирована, у входа в лифт стоит красный автомат, куда вносятся деньги и указывается количество билетов. Лифт останавливается на площадке с апостолами, которая находится на высоте 539 метров, затем придется подняться еще по каменной лестнице на следующий уровень. Оттуда для самых отважных пролегает путь к подножию фигуры Христа. Но если уже кружится голова от высоты и открывающегося вида, то можно остановится на средней площадке и, оперевшись на парапет, насладиться открывающейся панорамой.

Ссылки

  • Modernisme I Modernistes (неопр.). — Barcelona: Lunwerg, 2001. — ISBN 84-7782-776-1.
  • Barjau, Santi. Enric Sagnier (каталан.). — Barcelona: Labor, 1992. — ISBN 84-335-4802-6.
  • Barral i Altet, Xavier. Art de Catalunya. Arquitectura religiosa moderna i contemporània (каталан.). — Barcelona: L’isard, 1999. — ISBN 84-89931-14-3.
  • Fontbona, Francesc; Miralles, Francesc. Història de l’Art Català. Del modernisme al noucentisme (1888-1917) (каталан.). — Barcelona: Ed. 62, 1985. — ISBN 84-297-2282-3.
  • Lacuesta, Raquel. Modernisme a L’entorn de Barcelona (каталан.). — Barcelona: Diputació de Barcelona, 2006. — ISBN 84-9803-158-3.
  • Navascués Palacio, Pedro. Summa Artis. Arquitectura Española, 1808-1914 (исп.). — Cantoblanco (Madrid): Espasa Calpe (англ.)русск., 1993. — ISBN 84-239-5477-3.
  • Permanyer, Lluís. Barcelona modernista (каталан.). — Barcelona: Ed. Polígrafa, 1993. — ISBN 84-343-0723-5.

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно. Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR. Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира

Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг

Оцените статью