Dalí·jewels

Коллекция

В музее находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений великого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция. Посетители могут увидеть «Призрак сексуальной привлекательности» (1932), «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на её плече» (1933), «Корзинка с хлебом» (1945), «Галатея со сферами» (1952) и многие другие произведения автора. Помимо картин в музее экспонируются скульптуры, трёхмерные коллажи, комната с лицом Мэй Уэст (между 1934 и 1935 годом художник превратил лицо американской актрисы с отретушированной фотографии в жилую комнату, в своем замысле художник пошел дальше обычного: он соорудил комнату-лицо в трех измерениях, потрясающая комбинация из гигантских париков, пуантилистских картин, ноздрей с горящими дровами и дивана-губ) и другие весьма необычные произведения великого каталонца. В музее Дали представлены также некоторые работы других художников из собрания Дали, начиная от Эль Греко и заканчивая Марселем Дюшанем, и работы друзей Дали: Антони Пичота и Эвариста Вальеса. В музее экспонируются две работы Вильяма Бугро — «Купальщица»,1870 и «После ванны» («Apres le Bain»), 1875.

Дали и история его музея

Каталонцы знают, что открытие музейного комплекса Дали состоялось в 1974 году. Старинный театр города Фигераса не раз становился площадкой для музейных экспозиций. К примеру, сам Сальвадор выставлял там свои первые работы уже к 14 годам.

Здание современного музея было отстроено еще в 1849 году Жозепом Рока-и-Бросом. Сооружение сильно пострадало после гражданской войны в Испании, но, впоследствии, было реконструировано.

Идея открыть музей в полуразвалившемся здании пришла к Сальвадору в 1961 году. В тот момент он прогуливался вместе с мэром Фигераса бессменным Гуардьоле мимо данного здания. Мэр поддержал идею художника, но потом еще десятилетие ее не представлялось возможным воплотить в жизнь.

Долгое время мэрия и управление испанских искусств спорили по поводу финансирования проекта. Да и сам Сальвадор планировал выставлять в театре лишь свои репродукции. Проблема была решена, когда художник решил снабдить коллекции будущего музея своими оригиналами. Он переместил туда основные работы, такие, как «Призрак сексуальной привлекательности», а также «Портрет Галы с ребрышками ягненка».

После начала реконструкции сооружение украсили огромными дизайнерскими яйцами на крыше здания. Ветхие стены легендарного здания покрыли имитацией хлебных буханок, так как Дали в своих работах придавал огромное значение хлебным изделиям.

Позднее к музею присоединили соседствующий с ним дом, а также башню Галатея. После кончины художника фонд, носящий его имя, выкупил весь комплекс целиком, и расширил его выставки.

История создания

Убранство внутри

Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.

Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где в 1918 году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем

Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел руины, конструкция постройки его поразила, он предложил это место для музыкальных спектаклей

Его предложение не встретило отклика, к тому времени от здания, построенного в 1849 году архитектором Жозепом Рока-и-Бросом, оставались одни развалины, шаткий обгорелый скелет. Гражданская война 1936 года положила конец его былой славе, в феврале 1939 года он был подожжен солдатами национальной гвардии.

Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. Причиной подобной задержки была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель: Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. «Музей никого не разочарует,- настаивал художник.- У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди ещё успеют разочароваться, когда увидят оригиналы». В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того, как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.

Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера.

В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба. Ритмическим повторением хлебов дом должен был вызывать эффект, аналогичный особняку с раковинами Касса де Лас Кончас в Саламанке или итальянскому Палаццо Деи Диаманти. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50-х годов на доме в Кадакесе, отражал преклонение художника перед хлебом. «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен». Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие.

12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города. Позднее башня Галетея стала последней резиденцией художника. Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь со всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения — слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. После смерти художника фонд «Гала-Сальвадор Дали» приобрел здание, примыкающее к башне Галатея. Постройка была переоборудована в музейный зал, в котором с 2001 года хранится ювелирная коллекция, придуманная Дали для Оуэна Читхема. Произведения из жемчуга, рубинов, сапфиров, золота и бриллиантов достойно венчает донкихотскую затею, мысль о которой в один летний вечер посетила Дали, пока он созерцал, как отражение колокольни Св. Петра постепенно исчезало в высыхающей луже.

«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».

Особенности театра-музея в Фигерасе

Некоторое время башня Галатея служила домом для Сальвадора Дали. Там и было захоронено забальзамированное тело художника. Данный факт объясняется последней волей Дали.

В залах музея можно увидеть картины гения, коллекцию украшений из драгоценных металлов и камней, созданную им для самого Читхема. Еще там хранятся личные вещи живописца.

Это место является вторым по посещаемости музеем Испании. В музее проводятся дневные и ночные экскурсии, предусмотрено индивидуальное посещение.

Кроме самой обширной коллекции художника, там выставляют творения Эль Греко и Вальеса, а также работы других друзей Сальвадора. Комплекс, часто, бывает закрыт по понедельникам. В праздничные дни он также не доступен для посещений. В теплое время года комплекс работает с 9 утра, зимой он открывается с 10.30. Билет на вход туристы могут приобрести примерно за 14 евро. Пенсионеры и студенты посетят музей за 10 евро. Ночью посещение выставок Дали обойдется в 15 евро за билет.

В музее Дали действуют строгие правила посещения:

  • Туда нельзя приходить с едой, напитками и животными;
  • Все сумки и рюкзаки положено сдавать в камеру хранения;
  • Люди с ограниченными возможностями могут посещать лишь часть экспозиций, так как здание имеет крутые ступени и переходы, которые невозможно оборудовать пандусами.

Музей в Фигерасе является важной и узнаваемой достопримечательностью Испании. Билеты для его посещения возможно приобрести на официальном ресурсе музея

Экспозиция

Посетив музей Дали в Фигерасе можно отследить весь творческий путь маэстро, вначале ознакомиться с импрессионистскими творениями, затем изучить идеи футуризма, и сравнить кубизм с сюрреализмом.

Работы Сальвадора Дали дополнены экспонатами других художников: Марселя Дюшана, Эрнеста Мессонье и Эль Греко.

В музее также можно увидеть ювелирные работы, которые впервые были представлены в 2001 году. Уже насчитывается 39 экспозиций Дали-Хойас, которые отлиты из золота и украшены драгоценными камнями. Все они выполнены по эскизам художника.

Музей содержит самую богатую коллекцию картин художника, которые были написаны лично им или же при партнерской поддержке его друзей.

В этом же здание находиться и мавзолей самого художника, его тело храниться в саркофаге, установленном под куполом главной башни. Художник настоял, чтобы его прах находился среди его творений.

Что посмотреть в театре-музее Дали

Основная экспозиция музея, включающая более 1500 экспонатов, позволяет проследить весь творческий путь Сальвадора Дали от ранних работ в стиле импрессионизма, кубизма, футуризма к сюрреализму. Здесь же можно увидеть плоды смелых экспериментов Дали, многие из которых принесли ему славу – скульптуры, фотографии, голограммы, инсталляции.

Также в залах музея представлены картины из личной коллекции маэстро – работы таких художников как Эль Греко и Дюшана. Большой интерес вызывает также ювелирная коллекция Дали-Хойас.

В Пуболе (38 км от Фигераса в сторону Барселоны) находится замок Пуболь, который Дали подарил своей жене, а в Кадакесе (40 км от Фигераса) на самом берегу моря – Дом-музей Сальвадора Дали.

Как известно, забальзамированное тело Сальвадора Дали находится в специальном склепе в Башне Галатеи, причём непосредственно над ним находится мужской туалет. Что и говорить, неординарная личность, оценить все грани таланта которой, наверное, невозможно, но восхититься ими лучше всего получится именно здесь.

Театр — музей Дали никого не оставляет равнодушным, но наибольшее впечатление он произведёт, конечно же, на любителей искусства и сюрреализма в частности. В какой-то момент вам даже может показаться, что кто-то сошёл с ума: либо вы сами, либо автор всего этого, либо весь мир.

Оцените статью