Какие моря соединяет пролив босфор (карта)?

Содержание
  1. Географическое расположение и авария на Босфоре
  2. Проблемы пролива Босфор
  3. Босфор: происхождение
  4. История Босфора
  5. Мосты через пролив Босфор
  6. Что такое пролив Босфор в Стамбуле?
  7. Мосты через Босфор в Стамбуле
  8. Босфор — транспортная линия в Стамбуле
  9. Примечания
  10. Пролив Босфор
  11. История
  12. Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)
  13. Османская эпоха (1453—1922)
  14. Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)
  15. Описание
  16. Босфор
  17. Дарданеллы
  18. Значение Босфорского пролива
  19. Возникновение пролива
  20. Дарданеллы. Интересные факты
  21. Путешествия по проливу Босфор
  22. Стратегическое значение Босфора
  23. Переправа через Босфор по морю
  24. Мосты Босфора
  25. Мармарай — тоннель под Босфором
  26. Заливы Евразии
  27. Бискайский залив
  28. Финский залив
  29. Ботнический залив
  30. Персидский залив
  31. Оманский залив
  32. Бенгальский залив
  33. Сиамский залив
  34. Залив Шелихова
  35. Бохайский залив
  36. Достопримечательности Босфора

Географическое расположение и авария на Босфоре

Босфор находится на пересечении двух миров, он объединяет Черное море с Мраморным.

Течения этого пролива идут наперекор друг другу, воды из Черного моря, более теплые и менее опасные, протекают на поверхности водной толщи.

Глубоко под водой из Мраморного моря идут агрессивные потоки морской стихии в обратную сторону, они гораздо сильнее и мощнее верхних течений.

Управлять большими суднами в Босфорском проливе могут только профессионалы своего дела.

Сложные пересечения течений привели к тому, что из-за неопытности руководства состава корабля с 19 млн. тонн нефти в 1994 г., Нассия столкнулся с составом другого судна, вследствие чего вся нефть была разлита в пролив.

Погибло много человек из экипажа Нассии, огромный ущерб природе нанесла сырая нефть, которую убрать очень сложно.

Целую неделю пролив был закрыт для передвижения кораблей и паромов, Турция потеряла за это время около 1 млрд. долларов.

После данного случая правительство страны всерьёз стало беспокоиться о будущих возможных ущербах для государства и экологической ситуации в целом.

Нынешние судна, которые занимаются перевозкой опасных химических веществ и строительных материалов, в несколько раз превышают размеры Нассии, если подобная трагедия случится с одним из современных кораблей, последствия могут быть непоправимыми.

Для того, чтобы обезопасить Турцию и население соседних государств от возможных катастроф, правительство активно продвигает проекты по строительству трубопроводов в обход пролива Босфор.

Эффективность данного способа перемещения сырьевых продуктов окупается в полной мере и гораздо выше, чем переправление с помощью кораблей, однако требует дополнительных затрат и длительного времени на строительство.

По официальной статистике более 155 судов имеют право переправлять грузы через Босфор.

Наиболее узкая протяженность между берегами всего 700 метров, только умелые капитаны могут справиться с управлением в таких условиях.

Проблемы пролива Босфор

Взглянув на пролив Босфор на карте мира, видно, что это один из самых загруженных водных путей в мире. Он в несколько раз более востребованный, чем Суэцкий и Панамский каналы. Скоро будут достигнуты пределы пропускной способности пролива.

Это может повлечь за собой аварии танкеров, перевозящих нефть, и, как следствие, разлив нефти, пожары, катастрофические экологические проблемы в черте многомиллионного Стамбула, раскинувшегося на берегах Босфора.

Кроме того, в Босфоре очень сложная навигация, о чем упоминалось еще в древнегреческой мифологии. Эта навигация влечет за собой аварии судов. Весной здесь бывают сильные туманы, а зимой – настоящие бури, провоцирующие столкновения.

Существуют способы перераспределения нефтяных потоков; строительство нефтепроводов в обход Босфора. Но решение проблемы тормозит сложная политическая ситуация в регионе, конфликт стратегических и экономических интересов разных игроков.

Босфор: происхождение

С названием пролива между берегами Европы и Азии связан трогательный древнегреческий миф. Когда-то Зевс полюбил прекрасную девушку Ио, которая была дочерью речного бога. Чтобы избежать гнева Геры, супруги Зевса, Ио, приняв образ коровы, бросилась в воды пролива, который с тех пор получил название Коровий (бычий) брод, или Босфор. Многие не подозревают, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор. Морем, которое связано с Мраморным через Босфор, является Черное.

Образование пролива объясняется Черноморским потопом, случившимся около 8 тысяч лет назад. Он и связал два моря: с тех пор Босфор (пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Другая версия образования пролива — затопление русла реки. Обе версии имеют научные доказательства: рельеф дна и особенности флоры объясняются первой точкой зрения, а наличие двойного течения, пресного и соленого, — второй.

История Босфора

Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.

После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.

В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.

Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.

После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации – Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.

Мосты через пролив Босфор

Две части Стамбула соединены символично двумя мостами.

Первый из них – Ататюка, на его постройку было потрачено более 23 млн. долларов. Ататюка длиной 1560 м. и шириной 33 м.

Пешеходы не могут пройти на территорию моста — правительство выдало запрет в связи с участившимися самоубийствами.

Мост Султана Мехмеда Завоевателя построили в 1988 году, строительство обошлось в 33 млн. долларов.

Постоянные пробки являются отличительной особенностью двух сооружений.

Султан Мехмед известен ранним восхождением на трон и самым знаменательным событием в истории Османской империи – захватом византийского Константинополя в 1453 году. Турки очень гордятся этим событием, поэтому назвали мост в его честь.

Что такое пролив Босфор в Стамбуле?

ГлавнаяСтамбул

Стамбул и залив Босфор — понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив
разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую
индивидуальность.

Любому школьнику известно, что Босфор является проливом, соединяющим два континента —
Азию и Европу. На берегах пролив Босфор раскинулись громадные округа турецкого города
Стамбул. Кроме того, из географии мы помним о том, что пролив Босфор соединяет Черное

и Эгейское моря

Стоит ли говорить о важность пролива Босфор как транспортного узла,
объединившего множество государств. Длинна пролива превышает тридцать километров,
ширина постоянно колеблется от 700 метров до четырех километров

Глубина судоходной
зоны (или фарватера ) меняется от 30 до 80 метров.

Стамбул немыслим без Босфора, эти географические объекты сегодня неотделимы. Однако
любопытных туристов часто интересует история происхождения названия пролива.
Поговаривают, что Зевс беспамятно влюбился в Ио, которая приходилась дочерью царя
Инаха. Месть супруги громовержца была жестокой. Красивая соперница была превращена в
обыкновенную корову, которая сумела найти убежище от дальнейших страшных притязаний
жены Зевса только в водах пролива, который и прозвали коровьим бродом.

Что бы оценить великолепие Босфора туристам непременно нужно совершить путешествие
по его водам на современном безопасном пароходе. Предлагаются как короткие, так и
длительные туры. Об их особенностях, стоимости и длительности можно прочитать
в специальной статье.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Первая успешная попытка связать берега пролива Босфор была выполнена в 6 веке н.э.
для переправы более 70 тыс. персидских воинов по трапам, проложенным поверх надежно

скрепленных между собой лодок. Первый стационарный мост
(мост Ататюрка)
был возведен
на берегах Босфор в Стамбуле и открыт к полувековому юбилею основания республики
(1973). Однако его мощность (до 200 тысяч автосредств) быстро оказалась недостаточной,
из-за возникновения трафика. В 1985 году возведен
(мост Ататюрка)второй мост
, названный именем султана
Фатиха в месте с минимальной шириной Босфора. Это сооружение ежедневно пересекает
до 150 тысяч автосредств.

Несколько лет тому начато возведение третьего моста на севере
Стамбула (в связи со строительством третьего аэропорта).

Уместно вспомнить о завершении
проекта «Мармарай», который прошел поперек Босфора, но уже по дну пролива. Теперь
требуется менее 20 минут для того, что бы приехать в метро из европейской в азиатскую
части Стамбула при помощи Мармарай.

Босфор — транспортная линия в Стамбуле

Босфор является транспортным каналом, пролив имеет статус международного, поскольку
его пересекает не только множество городских паромов, но и более ста пятидесяти

различных судов в одни сутки. Среди них можно встретить не только круизные пароходы,
но их танкеры, которые транспортируют нефть или газ, а также различные грузы. Нередко
воды Босфора в Стамбуле являются маршрутами передвижения подводных лодок и самых
различных надводных военных кораблей, включая тяжелые крейсера или авианосцы.

Босфор
в Стамбуле грозит морякам многими опасностями — высокой скоростью течения, сильными туманами,
крутыми поворотами, опасными бурями. Поэтому крупные корабли по проливу Босфор
в Стамбуле сопровождают не только буксирные корабли, но и обязательно лоцман из
гильдии турецких лоцманов.

Примечания

  1. Босфор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1., с. 22
  3. Босфор //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. М.: Международные отношения, 2006. С. 94.
  5. . MIDSHIPS.RU. — Морской Каталог-Справочник. Дата обращения 26 февраля 2013.
  6. . geosfera.info. Дата обращения 11 декабря 2018.
  7. Босфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Панченко Ю. П. . Вестник морского государственного университета. Серия Судовождение (2009). Дата обращения 26 февраля 2013.
  9. . www.korabel.ru. Дата обращения 11 декабря 2018.
  10.  (недоступная ссылка). www.marmaray.com. Дата обращения 11 декабря 2018.
  11. . www.dailysabah.com. Дата обращения 11 декабря 2018., December 18, 2016.
  12. . Workmall.com (24 марта 2007). Дата обращения 8 июня 2010.
  13. . Robert Cutler (28 марта 1999). Дата обращения 8 июня 2010.

Пролив Босфор

Пролив Босфор в паре с проливом Дарданеллы и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется Истанбул Богазы (Стамбульский пролив). Длина и ширина пролива в два раза меньше длины и ширины пролива Дарданеллы.

Карта Босфора

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км., а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям — это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через проливе Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.
Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

Описание

Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.

Пролив Босфор из Румельской крепости

Босфор

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.

Берега пролива соединяют три моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году), Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста и автомобильно-железнодорожный мост Султана Селима Грозного (длина 1408 м; завершён в 2016).

В 2013 году был открыт и железнодорожный тоннель Мармарай, который объединил транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города, в декабре 2016 году был открыт автомобильно-железнодорожный тоннель .

Дарданеллы

Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.

В 2016 году в рамках строительства транспортного кольца вокруг региона Мраморного моря начались работы по возведению моста Чанаккале-1915 через пролив Дарданеллы — специально оборудованное судно приступило к буровым работам перед установкой опор. Мост Чанаккале-1915 станет самым длинным подвесным мостом в мире, длина основного пролёта составит 2023 метра. Завершить строительство планируется к 2023 году. До этого переправу через Дарданеллы наводили лишь однажды в 480 году до нашей эры, когда по приказу персидского царя Ксеркса I соорудили понтонную переправу из связанных между собой кораблей.

Значение Босфорского пролива

Что такое Босфор для Турции? Благодаря этому проливу, странам Причерноморья обеспечивается доступ в Средиземное море. Половина ВВП Турции поступает от Босфора. В этом его стратегическая и экономическая значимость.

Пролив Босфор считается одним из самых сложно проходимых в мире, т.к. характеризуется большой интенсивности движущихся там кораблей и судов, сильным течением и быстрыми переменами погодных условий зимой и весной.

В Турции быстрое течение в проливе называют чертовым. Обычно оно особенно ускоряется в начале весны, когда тает снег в дунайском бассейне. Талая вода течет вдоль берегов пролива, бурля и вскипая в котлах в наиболее узких местах.

Сегодня власти Турции планируют решить проблему большой загруженности Босфора путем строительства нефтепровода длиной около 100 км. Но все проекты пока остаются исключительно на бумаге.

Возникновение пролива

Геоморфологи (ученые, изучающие рельеф Земли) считают, что водное пространство между морями возникло примерно 7 500 лет тому назад. В те времена Черное и Мраморное моря не соединялись между собой, так как уровень воды был намного ниже по сравнению с настоящим географическим положением.

Во времена ледникового периода огромная масса льда и снега таяла, в результате чего уровень воды значительно повысился, образовав пролив между этими морями. Сейчас Босфор представляет собой затопленное водой углубление земной поверхности длиною более 30 км.

Примечательно, что это единственный пролив в Европе, в котором имеются два течения: верхнее распресненное из Черного моря в Мраморное, и соленое (нижнее), протекающее из Мраморного в Черное. Это природное явление было открыто в 1881 году океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Дарданеллы. Интересные факты

А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.

  1. В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению – 5 км.
  2. Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
  3. Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
  4. Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
  5. В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
  6. Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.

Путешествия по проливу Босфор

Чтобы в полной мере ощутить всю прелесть этого пролива, следует совершить путешествие на туристическом судне или пароме. Вы наверняка получите необыкновенное удовольствие от этой прогулки.

Перед Вами откроется Стамбул во всей своей красе и восточной необычности. А российские туристы наверняка на уровне подсознания почувствуют византийскую сущность древнего Константинополя с его христианскими традициями.

Вы увидите, как среди судов и паромов Босфора Стамбул зажигает свои огни. Услышите голоса мулл, призывающих свою паству на ежедневную молитву в Святую Софию, которая сегодня является мечетью.

Увидеть всё это можно с борта парома, круизного судна или яхты от Эминёню до Анадолу-Каваги. В конце путешествия можно выйти на берег, пройтись по нему и вернуться назад по тому же билету.

Пересечь Босфор на пароме – настоящее приключение. Паромы в Стамбуле разные: рейсовые и туристические, дорогие и дешевые. Переплыть пролив на рейсовом пароме можно за полчаса, вояж на туристическом пароме займет значительно больше времени.

Осматривая Стамбул и пролив Босфор на пароме или судне вечером, Вы получите самые захватывающие впечатления. Именно в это время город и пролив, окрашенные алым закатом, наиболее таинственны и необыкновенны.

Стратегическое значение Босфора

Переправа через Босфор по морю

По водам Босфора ежедневно проходит большое количество пассажирских и автомобильных паромов, а также прогулочные и рыболовные суда, начиная от маленьких лодочек до яхт, принадлежащих как организациям, так и частным лицам.

Пролив имеет дело с интенсивным трафиком международных торговых судов, таких как грузовые корабли и танкеры. Между его северной границей у маяков Румели Фенери и Анадолу Фенери и южной границей у маяков Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджебурун Фенери проходит по-истине огромное количество морских судов, которые делают крутые повороты и тщательно контролируют видимые препятствия. Известно, для того чтобы пройти водный отрезок между мысом Кандилли и мысом Ашиян необходимо изменить курс на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (от 3,6 до 4,1 метров в секунду). К югу, в районе Еникёй, необходимо обязательно изменить курс на 80 градусов. Дабы еще больше усложнить траекторию прохода судов, дальний и ближний виды Кандилли и Еникёй полностью исчезают из вида перед началом и во время изменения курса, что не позволяет кораблям, движущимся в противоположном направлении, рассмотреть крутые повороты. Далее  опасности, связанные с природой увеличиваются за счет плотного грузового трафика по проливу, который соединял европейскую и азиатскую части города. По сути, все опасности и преграды и по сей день встречаются в узких местах пролива и остаются острой проблемой на этом опасном морском пути.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание проекта — строительство крупномасштабного канала примерно 80 километров (50 миль) в длину, который проходил бы с севера на юг через западные границы провинции Стамбул, в качестве второго водного пути между Черным и Мраморным морями, предназначенный для уменьшения опасных моментов при переходе через Босфор. В настоящее время вокруг проекта до сих пор ведутся споры.

Мосты Босфора

Босфор пересекают два подвесных и один вантовый мост. Первый из них, Мост Мучеников 15 июля, длиной 1074 м (3524 фута),  был построен в 1973 году. Второй, Мост Султана Мехмеда Фатиха (Второй Босфорский мост), длиной 1090 м (3576 футов), был построен в 1988 году приблизительно на 5 км (3 мили) севернее первого моста. Третий, Мост Султана Селима Грозного, длиной 2164 метра (7100 футов), построили в 2016 году. Он расположен у северного края Босфора между поселком Гарипче на европейском берегу и поселком Пойразкёй на азиатском берегу, является частью скоростной догоги «Northern Marmara», продолжающей существующее причерноморского шоссе, и позволяет транзитному транспорту объезжать город.

Мармарай — тоннель под Босфором

Проект Мармарай, представляющий собой подводный железнодорожный тоннель, длиной 13,7 км (8,5 миль), был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4,593 футов) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный туннель для водоснабжения, длиной 5551м (18212 футов), называющийся Босфорский водоснабжающий тоннель, построен в 2012 году для того, чтобы доставлять воду из реки Мелен, провинция Дюздже (к востоку от Босфора, в северо-западной Анатолии) в европейскую часть Стамбула, расстояние между которыми составляет 185 км (115 миль).

Тоннель Евразия — это подводный автомобильный тоннель, пересекающий Босфор для передвижения автотранспорта между Казлычешме и Гёзтепе; строительство началось в феврале 2011, а открылся тоннель 20 декабря 2016 года.

Заливы Евразии

Бискайский залив

Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.

Финский залив

Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.

Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.

Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».

Ботнический залив

Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.

Персидский залив

Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.

Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.

Оманский залив

Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.

Бенгальский залив

Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.

Сиамский залив

Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.

Залив Шелихова

Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.

Бохайский залив

Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.

Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.

Достопримечательности Босфора

На набережной Босфора расположено 620 домов (ялы), построенных в период Османской империи по оба берега от пролива — с европейской и азиатской сторон. Османские дворцы, такие как дворец Топкапы, дворец Долмабахче, дворец Йылдыз, дворец Чыраган, дворцовый комплекс Ферие, дворец Бейлербей, дворец Кючюксу, дворец Ыхламур, дворец Хатидже-султан, дворец Адиле Султан и дворец Хедиве также расположены с видом на Босфор. К известным зданиям и достопримечательностям, не имеющим выхода к Босфору, относятся Собор Святой Софии, Церковь Святой Ирины, Мечеть Султанахмет, Новая мечеть, Мечеть Кылыч Али-паши, Мечеть Нусретие, Мечеть Долмабахче, Мечеть Ортакёй, Мечеть Михримах-султан в Ускюдаре, Мечеть Йени Валиде, Девичья башня, Галатская башня, Румелихисар, Анадолухисар, Крепость Йорос, бараки Селимие, музей Сакыпа Сабанджы, Музей Садберк Ханым, Стамбульский музей современного искусства, Боруский музей современного искусства, Музей Топхане-и-Амире, Университет искусств имени Мимара Синана, Галатасарайский университет, Босфорский университет, Роберт-колледж, Средняя школа Кабаташ, Военная школа Кулели.

Между двумя мысами в Стамбуле курсирует наибольшее количество общественных паромов: из Эминёню (паромы отчаливают от причала Богаз Искелеси) на историческом полуострове Стамбула в Анадолукавагы возле Черного моря, курсируя туда-сюда и делая кратковременные остановки на Румелийском и Анатолийском берегах города. На центральных причалах общественные паромы отходят в отходят быстрее и на регулярной основе.

Частные паромы курсируют между Ускюдаром и городскими районами Бешикташ или Кабаташ. Несколько известных природных опасных факторов усиливаются при движении паромов по заливу, соединяя европейский и азиатский берега города, особенно то характерно для больших судов.

Морские трамвайчики предлагают высокоскоростные переправы между европейским и азиатским берегами Босфора, но по сравнению с общественными паромами остановок в портах и на причалах они делают мало. Общественные паромы, так же как и морские трамвайчики предлагают услуги перевозок между Босфором и Принцевыми островами в Мрамарном море.

Также предлагаются туристические поездки в различные места вдоль берегов Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, а некоторые перевозчики на время поездки даже включают громкую популярную музыку.

Оцените статью