Факты о соборе айя-софия

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 — на северной.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трёх стенах центрального нефа, то есть в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя. От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части — 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII века. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год). Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Картина Юрия Химича Нерушимая София 1965 года на почтовой марке

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н. Н. Никитенко — как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987—988 гг. династического брака заказчиков фресок — княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Архитектурные особенности

Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проёмами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплён по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.

Что посмотреть внутри

В соборе Айя-София в Стамбуле есть пара примечательных и популярных у туристов мест. Во-первых, стоит обязательно подняться на второй уровень храма, ведь оттуда открывается прекрасный вид на внутреннее великолепие. Во-вторых, если времени достаточно, можно постоять в очереди к «плачущей» колонне. Считается, что она исполняет желания. Раньше на этом месте была икона Григория Чудотворца. К ней стремились притронуться сотни паломников в надежде исцелиться от недугов. Легенда также гласит, что случайное прикосновение к ней избавило императора Юстиниана от мучившей его головной боли.

Когда храм превратили в мечеть, икону убрали, после чего здесь осталось небольшое углубление. Сейчас это отверстие сияет, ведь каждый посетитель стремится прокрутить в нем палец по часовой стрелке, загадывая при этом свое заветное желание. Если палец стал влажным – оно обязательно исполнится.

Внутри храма есть необычное «холодное» окно, откуда всегда веет прохладой даже в знойный и безветренный день.

Богатейшая история собора

Изначально это была христианская церковь, а после османских завоеваний она была обращена в мечеть. В XX веке здесь был устроен музей. История Айя София в Стамбуле богата и интересна, ведь он связан с христианской и мусульманской культурами.

На месте нынешнего собора было несколько сооружений. Сначала здесь была большая церковь. Первая постройка датируется 360 годом — когда Стамбул именовался Константинополем. Храм отличался деревянной крышей, был выполнен в форме базилики. В начале V века здесь начали беспорядки, и здание сожгли. В 415 году здесь провели полную реконструкцию. Но и это здание уничтожили, уже при правлении Юстиниана.

Архитекторами стали знаменитые зодчие, обладавшие великим талантом — Анземиос и Исидорос. Юстиниан заботился о строительстве собора, архитектура была абсолютно иной, не похожей на предыдущие версии. Чтобы воздвигнуть храм, потребовалось 5 лет.

Собор Святой Софии в Стамбуле стал культовым местом. Впоследствии здесь происходили церемонии коронования византийских императоров.

В начале XIII века здание и весь город были оккупированы и разграблены крестоносцами. Состояние постройки стало неудовлетворительным. А в XV веке город был захвачен султаном Мехмедом. Происходили ужасные события, во время захвата все, кто здесь молился, были убиты. Мечеть Айя София в Стамбуле появилась именно в это время. Уникальное событие, когда христианский храм преобразуется в мусульманский. В середине XIX века здесь проводилась реконструкция, которой занимались братья Фоссати.

В 1935 году было принято решение о создании музея. Фрески и мозаики ранее были заштукатурены, и во время основания музея их очистили, выставили на показ. Но здесь выделили небольшое помещение, где могут совершать мусульманские обряды сотрудники музея.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI—XX веков. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже — ряд митрополитов. В XI—XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы — Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей — Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154). Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нём останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах).

С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности — она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1280 год в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 годах в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 году митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе — шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824). В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) — зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) — деятельный миссионер и церковный ученый.

Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Факт 5. В Софию на воды и за грязелечением

По числу термальных минеральных источников Болгария занимает второе место в мире, уступая первенство Исландии. Софию по праву можно назвать бальнеотерапевтической столицей Европы.

Большинство источников функционируют в самом центре мегаполиса и его окрестностях. Они могут быть теплыми или прохладными. В них содержится большое количество разнообразных минеральных солей и элементов.

Воду с успехом применяют для лечения и профилактики заболеваний костно-мышечного аппарата, органов ЖКТ, щитовидной железы.

В Софии расположено большое количество санаториев и оздоровительных центров, предлагающих посетителям полный спектр медицинских услуг и широкий выбор косметологических и спа-процедур.

Цены в таких заведениях разнятся в зависимости от уровня комфорта и сложности лечения. Однако с уверенностью можно сказать, что стоимость обслуживания довольно демократична и будет по карману среднестатистическому туристу.

Лучшие гостиницы в Болгарии для отдыха с детьми

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Доклад про Софийский собор наполнен интересными фактами и рассказами.

Доклад про Софийский собор

София Киевская — одно из 100 чудес света, которое охраняется ЮНЕСКО. Это самое старое сооружение Киева.

Киевский Софийский собор, заложенный 1037 великим князем киевским Ярославом Мудрым

Название собора «Софиевский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», собор, по замыслу создателей, должен был утверждать христианство на Руси.

Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий (мастерскую для переписывания книг). А еще там же хранились ценные книги — действовала своеобразная библиотека, которая могла насчитывать до 1000 томов редких книг.

Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече; при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Киевской Руси библиотека.

Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота достигает 76 м, и в ней до сих пор сохраняется большой колокол «Мазепа» весом 13 тонн и высотой 1,25 метра, который отлили в далеком 1705 году по заказу и на средства гетмана.

Фрески здесь укрывают 3 тыс. кв. м, а мозаики — 260 кв. м. Это роспись еще XI века.

Среди росписей Софийского собора часто встречаются изображения животных (гепард, медведь, верблюд, осел, вепрь, собака, заяц), птиц и различных фантастических зверей.

В некрополе собора находятся саркофаги выдающихся государственных мужей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Всеволода Ярославича и др.

Мозаики Софийского собора насчитывают 177 цветовых оттенков.

Восстанавливал медальон купола Собора Святой Софии в Киеве Михаил Врубель.

Во времена советской власти главный иконостас Софии, Царские ворота, практически полностью отправили на переплавку, оставив только 11 фрагментов. Только в 2008 году иконостас восстановили по сохранившимся рисункам. На это ушло 104 кг серебра.

Софиевский собор находится на территории Софийского монастыря, является составной Национального заповедника «София Киевская» (кроме монастыря, до этого заповедника принадлежат Золотые Ворота, Андреевская церковь, Кирилловская церковь в Киеве и Судакская крепость).

Надеемся, Вы узнали интересные факты о Софии Киевской из этой статьи.

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

Полезная информация для посетителей

Часы работы собора Святой Софии в Стамбуле различаются в зависимости от сезона. Летний период начинается 15 апреля и заканчивается 30 октября. Двери для посетителей открываются в 9:00, музей работает до 19:00. Билет в кассе можно купить за час до окончания работы — в 18:00.

Если вы планируете посетить собор в зимний период — он работает с 9:00 до 17:00. Кассы также закроются за час — в 16:00.

Сейчас музей работает в ежедневном режиме, но в первые дни Рамадана и во время праздника жертвоприношений Курбан-байрам действующее расписание меняется. В такие дни попасть сюда можно только во второй половине рабочего дня.

Цена за вход составляет 40 турецких лир. Со временем она меняется, поэтому рекомендуем уточнять информацию — на официальном сайте или у организаторов экскурсии.

Есть категории граждан, для которых посещение будет бесплатным. Это распространяется на детей до 12 лет и младше. Исключением является Гарем: за ребёнка платить не придётся, если он младше 6 лет.

Чтобы понять, как добраться до Айя София в Стамбуле — посмотрите адресна карте, но проще всего отправиться туда в составе организованной туристической группы. Это избавит от проблем с транспортом и посещением. Вас будет сопровождать русскоговорящий гид и расскажет интересные факты о соборе.

Приезжать сюда лучше пораньше, до открытия. Иначе возле собора соберётся большая очередь, ведь этот музей — один из самых посещаемых. Вы можете приобрести музейную карту, дающую возможность бесплатного прохода без очереди в музеи Стамбула.

Мы предлагаем вам познакомиться с турецкой культурой, посетить собор, а также другие достопримечательности этой страны. Ознакомьтесь с туристическими маршрутами по Стамбулу и бронируйте экскурсии, которые вас заинтересуют.

Взгляните на фото Айя София в Стамбуле, и вы поймёте, что это место обязательно стоит посетить. Одно архитектурное сооружение рассказывает многовековую историю, неразрывно связанную с религией христиан и мусульман. Величественный памятник архитектуры стал настоящим сердцем Стамбула и надолго остаётся в памяти туристов, побывавших в Турции!

Факт 6. Горнолыжный курорт в центре города

Столица Болгарии лежит у подножия горного массива Витоша, на склонах которого обустроен огромный парк.

Это место очень популярно у туристов со всего мира не только благодаря красивейшей природе и чистому воздуху. Тут расположен современный горнолыжный курорт.

В Софию стекаются любители скоростного спуска и те, кто предпочитает лыжные прогулки по равнинной местности. Скучать не будут ни новички, ни профессионалы. София предлагает маршруты разной степени сложности и протяженности.

Цены на детские лагеря в Болгарии

Если вы не захватили с собой экипировку, переживать не стоит. Всегда есть возможность взять напрокат необходимое оборудование как для взрослых, так и для детей.

Интересный факт о Софии: горнолыжный курорт расположен очень близко к центру болгарской столицы. Доехать до ближайшего подъемника можно на общественном транспорте из самого сердца мегаполиса.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента — 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого Собора святого Петра в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора. Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской империи византийский купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике Морского Никольского собора в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Доклад на тему Храм Святой Софии 3, 6 класс сообщение

Архитектура… что же это такое? Безусловно, это то, что может привести любого человека в безграничный восторг, может вызвать у него интерес и удивление. Человечество проживает на этой планете уже столько лет, что накопилось огромное количество различных архитектурных памятников природы. Все они необычайной красоты, удивительны и изумительны по своему строению, сочетание стиля и формы здания. А ведь эти архитектурные памятники строили великие люди. Именно им, Благодаря их усилиям и таланту сейчас мы уже можем наблюдать эту красоту и красоваться ею. Ведь иногда бывает так, что идешь по улице, видишь красивое архитектурное сооружение, а оно просто радует глаз, воодушевляет. Сейчас я хочу рассказать об одном из таких зданий. А точнее о храме Святой Софии. А ведь еще этот храм удивителен тем, что он расположен не в одном городе, а во множестве разных стран. Например, храм Святой Софии есть в Киеве, в Константинополе, в Новгороде, в Пушкине, в Алматах, в Вологде, в Полоцке и еще в нескольких городах мира.

Практически все соборы Святой Софии построен в 11 веке. Собор святой Софии в Константинополе был построен в шестом веке. В Киеве Он построен по приказу Ярослава Мудрого.

Собор святой Софии построен в честь Святой Софии, Сначала он являлся патриархальным собором, позже мечетью, в некоторых городах сейчас он является музеем, А в некоторых церковью. Многие соборы на данный момент стоят под защитой ЮНЕСКО.

Все храмы святой Софии украшены различной мозаикой. Три самых главных русских Собора Святой Софии в древности были: София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая. Если три собора были построены в 11 веке за 30 лет, после постройки этих соборов на Руси не было построено ни одного Собора Святой Софии за 500 лет. И именно из-за этого эти три собора стали главными на Руси. Все самые главные церковные праздники проходили именно в этих церквях, а не в каких других. Они стали центром церковной жизни Руси.

Софийский собор в Киеве. По одной из версий, в 11 веке Ярослав Мудрый приказал построить этот собор, по другой версии его построили на 26 лет ранее, значит, приказ дал не Ярослав Мудрый. Тем не менее, сейчас мы можем любоваться его красотой. Собор святой Софии находится в самом центре Киева и в наше время представляет собой место для туристов, молиться можно только в некоторых местах.

Софийский собор в Великом Новгороде. Этот собор был построен в 11 веке, но , простояв 50 лет, полностью сгорело. Тогда князь Владимир приказал построить каменный храм, который и дошел до наших дней. Ходят слухи, что в стенах этого собора находится клад, который однажды нашел Иван Грозный.

Софийский собор в Полоцке. Этот собор был построен в 11 веке по приказу полоцкого князя Всеслава Чародея. Храм святой Софии строили мастера из Византии. Собор был построен по образцу храма в Константинополе, но, к сожалению, до наших дней не дошел первоначальный вид. В 18 веке его реконструировали. Софийский собор в Полоцке был не только религиозным центром, но и культурным, потому что в нем располагались библиотеки и архивы.

6 класс, 3 класс кратко

>Храм Святой Софии

Факт 3. «Женский» рынок: продается все

Туристам, отправляющимся за покупками, советуем посетить не только бутики и супермаркеты. Прочувствовать уникальность многонациональной Софии и ощутить непередаваемый местный колорит можно, только прогулявшись по рынкам.

Самый большой и самый старый в городе – так называемый «женский» рынок. Его название не менялось со дня основания и связано с тем, что изначально он был исключительно продуктовым, а болгарские домохозяйки в большинстве своем совершали покупки именно здесь.

Гулять по узким проходам между прилавками можно бесконечно долго. Сегодня тут продается все, от продуктов питания и традиционных болгарских угощений до одежды и сувениров.

Продавцы-болгары с удовольствием торгуются, поэтому некоторым туристам удается купить вполне достойные вещи за сущие копейки.

Не забывайте в рыночной суматохе следить за кошельком и личными вещами: на «женском» рынке в Софии орудует целая армия карманников.

История

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академика Дмитрия Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись — вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 года. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита. Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год. По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведён в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по указу Президента Украины от 11 июня 2010 года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались.

В 1594 году Эрих Лясота первым описывает в гробницу «исполина Ильи Моровлина» в Софийском соборе.

В 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.

В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нём мужской монастырь.

ТОП 10 самых интересных фактов об уникальном памятнике:

1. Собор является одним из двух (еще Спасский собор в Чернигове) древнейших уцелевших памятников архитектуры времен Киевской Руси.

Постройка пережила ограбления, нападения врагов, частичные разрушения и перестройки. В частности, угроза уничтожения над ним нависла в ХХ веке: тогда даже было принято решение о его разрушении, однако спасло памятник вмешательство Франции (Анна, жена короля Франции Генриха I, была дочерью основателя собора). Советское руководство испугалось международного скандала и приняло решение о создании Софийского музея-заповедника. Итак, в 1934 собор перестал быть действующим, а взамен был сформирован Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».

Собор уцелел и во время нашествия хана Батыя в 1240 году – в один из самых тяжелых периодов существования древнего Киева. Тогда большинство архитектурных памятников превратились в руины.

Софийский собор, рисунок

2. Софийский собор стал первым украинским памятником архитектуры, который был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1990 год).

3. Из-за того, что София занесена во Всемирное наследие, там запрещены богослужения. Исключением является День независимости Украины – в этот день представители различных религиозных конфессий совершают в соборе совместную службу в честь Украины. Само здание не может быть передано в пользование любых религиозных организаций.

Однако в феврале 2016 года, после почти 90 лет перерыва, Министерство культуры возобновило богослужения на территории Трапезной церкви (Малой или Теплой Софии). Тогда глава УПЦ КП Патриарх Филарет освятил этот храм заповедника.

Цифрами обозначены: 1. Софийский собор. 2. Колокольня собора. 3. Дом митрополита. 4. Трапезная (теплая София). 5. Бурса. 6. Брама Заборовского. 7. Южная башня. 8. Братский корпус. 9. Муры. 10. Хлебня. 11. Пристенный корпус.

3. Собор Святой Софии является одним из крупнейших европейских храмов, построенных в ХІ в., и относится к основным христианским святыням Восточной Европы. Общая ширина храма – 54,6 м, длина – 41,7 м, высота центральной бани – 28,6 м. Всего собор увенчан 13 банями, которые покрыты свинцовыми листами.

4. При соборе были созданы первые на Руси библиотека и школа. По данным источников, библиотека Софийского собора насчитывала свыше 950 томов. Здесь были преимущественно произведения иностранных авторов, переведенные на древнерусский язык. Единственное летописное упоминание об этом есть в «Повести временных лет». Дальнейшая судьба книг неизвестна.

5. Именно в Софии Киевской состоялся церковный собор, на котором в октябре 1921 года было провозглашено создание Украинской автокефальной православной церкви. Храм принадлежал УАПЦ до 1930 года.

Софийская площадь

6. Софийский собор известен как усыпальница для около ста князей и представителей высшего духовенства древнего Киева. До наших дней сохранились захоронения Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Все остальные, среди которых и могила Владимира Мономаха, были потеряны. Однако большинство имен тех, кого похоронили на территории собора, неизвестны.

7. К концу ХІХ века собор имел совсем иной вид и был большим пятинефным храмом. Часть собора без галерей вписывалась в квадрат со стороной 31 м (такой же размер у подкупольного квадрата Софийского собора в Константинополе). Храм имел свинцовую крышу, заключенную на своды. Уже в конце ХIX века он получил современный вид, тогда же был построен существующий ныне нартекс в псевдовизантийском стиле.

Софийский собор в ХІ веке. Реконструкция 

8. Уникальные мозаики, фрески и граффити, древнейшие из которых датируются началом XI века, сохранившиеся на стенах собора и до наших дней. Палитра мозаик, имеющихся здесь, очень большая – более 170 оттенков. Сейчас сооружение украшено 260 кв. метрами мозаик и 3 тысячами кв. метров фресок ХІ века. Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет.

Одной из самых популярных мозаик является изображение Оранты (Святой Девы Марии, руки которой подняты в молитве). Она размещена на внутренней поверхности купола собора, таким образом, в зависимости от ракурса, кажется, будто Оранта находится в различных позах – стоя, склонившись в молитве или на коленях. Существует легенда, что пока существует Оранта, до тех пор стоит и Киев.

Изображение Оранты в Софийском соборе

Оцените статью
Добавить комментарий