Султанский дворец топкапи (топкапы) в стамбуле

Описание

Макет дворцового ансамбля

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой:

  • Главные ворота — Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun‎) ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины. Это самый крупный двор из четырех, именуемая Двором Янычар. Через мраморные Ворота Повелителя въезжали в резиденцию турецкие султаны. Именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя-Софию. Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили пятничные намазы. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. Особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.
  • За Воротами Приветствия или Баб-ус-селям (осман. Babü’s-selâm‎), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна. Здесь находится здание Дивана с Башней Правосудия. При правлении Сулеймана I палата из простой деревянной постройки преобразилась в сооружение, декорированное колоннами, арками, позолоченными решетками и барельефами. В заседании Дивана принимали участие визири, но сам османский падишах в зале отсутствовал. Султан следил за советом из Башни Правосудия, и если он был не согласен с решением чиновников, то закрывал окно, тем самым прерывая собрание и созывая к себе всех министров. Здесь же восьмикупольное здание Внешнего Казначейства, которое функционировало вплоть до середины 19 столетия. Сегодня оно служит галереей, где экспонируются различные виды оружия. Кроме того в данной части Топкапы расположены строения для прислуги, конюшни султана, хамам, дворцовые кухни и мечеть. В этой же части дворца находится вход в гарем, который в наши дни превратился в отдельный музей. Некогда гарем состоял из четырех секций: первая отводилась евнухам, вторая – наложницам, третья – матери падишаха, а четвертая – самому турецкому правителю. В общей сложности здесь насчитывается до 300 комнат, имеется несколько бань, две мечети и женский госпиталь. Многие комнаты достаточно малы и просты в интерьере, чего не скажешь об именитых покоях Хюррем.
  • Проходом в третий двор служат Ворота Счастья (или Блаженства) или Баб-ус-саадет (осман. Babü’s-saadet‎). Здесь располагались гарем, шимширлик (дворик самшитовых деревьев и Кафес, где взаперти жили потенциальные наследники престола) и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров. Сразу за вратами раскинулся Тронный зал, где султан вел свои государственные дела и принимал иностранных послов. Примечательно, что в строении имеется сразу две двери: одна была предназначена исключительно для падишаха, вторая – для всех остальных посетителей. В самом центре третьего двора находится Библиотека, которая предназначалась для учеников дворцовой школы, сегодня в Библиотеке экспонируются книги из личных коллекций султанов. Также из сооружений третьей секции отдельно стоит упомянуть сокровищницу, считающуюся одной из старейших построек в Топкапы, Палату сокровищ, некогда ответственную за сохранность всех драгоценностей султана, и Тайный павильон, выступавший личным особняком турецких правителей. Можно отметить и самую крупную дворцовую мечеть Агалар, куда приходил молиться падишах со своими пажами и оруженосцами.
  • В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Для тех, кто ничего не знает о дворце Топкапы

Если вы путешествуете самостоятельно и вам не хочется переплачивать за услуги экскурсовода, то перед посещением Топкапы необходимо подковаться по поводу его значимости, структуры и достопримечательностей, чтобы было понятно, куда смотреть и на что обращать внимание. Дворец Топкапы структурно состоит из нескольких дворов, так как, по сути, это было не просто место жительства султана и его семьи, а административный, культурный, финансовый центр всей Османской империи

План дворцового комплекса хорошо представлен на официальном сайте музея Топкапы. В первый двор можно было попасть через Императорские ворота (Баб-и-Хумаюн). В нем сосредотачивались хозяйственные, служебные помещения — больница дворца, пекарня, мастерские, химическая лаборатория (!). Во второй двор дворца могло попасть уже меньшее количество посетителей через Ворота Приветствий (Баб-ус-Селям). В нем находился вход в гарем, здание, где заседал диван, Башня Справедливости (султан мог не присутствовать на заседаниях дивана, а слушать его через специальный проход из башни), казна, дворцовые кухни (их трубы сразу видны с моря). В третий двор вели Ворота Счастья (Баб-ус-Сааде), сразу за которыми располагался зал аудиенций, в котором султан принимал особо важных гостей. Этот двор иначе назывался внутренним или «эндерун», так как в него выходили покои султана. В нем находилась также сокровищница, школа для будущей знати, обсерватория. В четвертом дворе (самом новом) был разбит красивый парк и построены павильоны, в которых отдыхал султан с семьей и приближенными

Дворец Топкапы структурно состоит из нескольких дворов, так как, по сути, это было не просто место жительства султана и его семьи, а административный, культурный, финансовый центр всей Османской империи. План дворцового комплекса хорошо представлен на официальном сайте музея Топкапы. В первый двор можно было попасть через Императорские ворота (Баб-и-Хумаюн). В нем сосредотачивались хозяйственные, служебные помещения — больница дворца, пекарня, мастерские, химическая лаборатория (!). Во второй двор дворца могло попасть уже меньшее количество посетителей через Ворота Приветствий (Баб-ус-Селям). В нем находился вход в гарем, здание, где заседал диван, Башня Справедливости (султан мог не присутствовать на заседаниях дивана, а слушать его через специальный проход из башни), казна, дворцовые кухни (их трубы сразу видны с моря). В третий двор вели Ворота Счастья (Баб-ус-Сааде), сразу за которыми располагался зал аудиенций, в котором султан принимал особо важных гостей. Этот двор иначе назывался внутренним или «эндерун», так как в него выходили покои султана. В нем находилась также сокровищница, школа для будущей знати, обсерватория. В четвертом дворе (самом новом) был разбит красивый парк и построены павильоны, в которых отдыхал султан с семьей и приближенными.

Дворец Топкапы был заложен не сразу же после завоевания султаном Мехметом Константинополя, а только в 1475 году на месте старого императорского дворца. До этого правители империи жили во дворце на сегодняшней площади Баязида, от которого ничего не сохранилось. А их гарем располагался около Святой Софии на территории будущего комплекса Топкапы (сейчас это Изразцовый павильон). Довольно долго женщины султана и он сам жили раздельно и только в начале 16 века была проведена масштабная реконструкция дворца Топкапы и построен новый гаремный комплекс, в котором были женская половина и мужская, однако теперь они были рядом.

Официальной резиденцией султанов дворец Топкапы оставался вплоть до середины 19 века, пока султанская семья не переехала во дворец Чираган, а затем в Долмабахче.

Четвертый двор (Dördüncü Avlu)

Четвертый двор (Dördüncü Avlu)

Этот двор – образец гармоничной красоты и покоя. Сооружен был он исключительно для отдыха и уединения падишаха, поэтому больше напоминает дивный райский сад. Отсюда открываются великолепные картины Мраморного моря, пролива Босфор и Принцевых островов.

Павильон Багдат (Bağdat Köşkü)

На территории двора расположено множество террас и павильонов, самыми заметными из которых считают павильоны Багдатский и Реван, а также комнату Сюннет.

Сюннет одасы (Sünnet Odası)

Комната Сюннет (Sünnet Odası), как ясно из названия тем, кто имеет хотя бы поверхностное представление о мусульманских традициях, предназначалась для проведения обязательного обряда обрезания наследников султана.

Павильон Реван (Revan Köşkü)

Багдадский павильон (Bağdat Köşkü), а также павильон Реван (Revan Köşkü) – это великолепные памятники османской архитектуры, в облике которых прослеживается влияние персов. Постройки легки и изящны, но вместе с тем выглядят роскошно и монументально. Изысканные изразцы, украшающие стены павильонов буквально снизу до верху, можно рассматривать часами и находить в них всё новые и новые детали.

Субординация женщин султана в гареме

Стоит вкратце рассказать о иерархии, царившей в гареме, «Субординация» там царила полувоенная.

Пресловутые одалиски — одалык — были всего лишь служанками, которые и мечтать не могли разделить ложе с властелином. Девушки, которым повезло больше, становились икбаль.

Понравившаяся султану икбаль, которую вызывали к господину во второй раз, подвергала себя страшной опасности: за ней ревниво следили хасеки — жены султана, родившие ему сына.

Каждая из хасеки, в свою очередь, боролась за то, чтобы именно ее сын взошел на престол. В дело шло все: от доноса до кинжала и яда. Проигравшие оказывались в кожаном мешке на дне Босфора.

Удачливая хасеки, чей сын становился-таки султаном, переходила в ранг валиде-султан — «матери султана» — и превращалась в главную женщину всего гарема и не только: в конце XVI века, например, властные валиде фактически правили империей вместо своих никчемных сыновей — пьяниц или безумцев.

То есть главной в гареме была не любимая наложница и даже не пресловутая «любимая жена». А та, которой посчастливилось быть матерью действующего султана.

История, достопримечательности, фото дворца Топкапы

Подробный план дворца Топкапы с объектами по дворам и открытая для публики часть гарема (5 планов – 4 двора+гарем)

До 15 века османские султаны жили во дворце, который находился в районе Стамбульского Университета в Бейязыте.

Дворец Топкапы было решено построить на мысе, окруженного водами Босфора, Мраморного моря и Золотого Рога. От основного города дворец Топкапы был отделен стеной в 1400 метров. Сам дворец – это не единое здание, а комплекс различных строений – дворцовые и хозяйственные постройки, павильоны, фонтаны, сады. Около 400 лет это был главный дворец Османской империи, пока двор не переехал в 19 веке в новый дворец Долмабахче.

Главные ворота дворца Топкапы называются Баб Хумаюн, т.е  Высочайшие (Великие) ворота. Их построили в 1478 году, но со временем они неоднократно перестраивались.

За воротами находилась площадь – первый двор, где проходили различные публичные события. Также тут был вкопан столб, на котором выставлялись головы провинившихся знатных преступников. Эта территория была открыта для всех. Здесь же сохранилась византийская церковь св. Ирины. Турки ее приспособили под арсенал. Сегодня ее можно посетить.

Далее шли Ворота Приветствия с восьмиугольными башнями. Построены в 1468 г.  Но в 16 веке при Сулеймане I ворота приобрели тот вид, который имеется и сегодня . Со временем добавлялись лишь небольшие элементы. Только иностранные послы, великие визири и приближенные чиновники могли пройти эти ворота. Они доезжали до них, а далее обязаны были идти пешком. Только султану было позволено въезжать через них  на лошади.


За воротами находился второй двор с площадью , где проходили различные знаменательные события – отмечались религиозные праздники, возводился на трон султан. Двор был заложен в 1465 г. и окончательно сформирован  к 1529 г.

Также во втором дворе располагались кухни, которые в день обслуживали от 4000 до 12000 человек при разных султанах – от слуг и стражей до самого султана. В 1574 г. кухни сгорели. Их восстановил Синан. Сегодня здесь выставляется коллекция фарфора – более 10000 предметов.

Была в Топкапы и дворцовая кондитерская, здание также построено Синаном. Здеcь готовили варенья, мармелады и, конечно же, многочисленные сладости. Сейчас в этой части выставлена старая кухонная утварь.

Также во втором дворе находился “Диван” , или Зал заседаний. Это несколько комнат, включающих различные Палаты и кабинеты. Комнаты облицованы фаянсом. Имелась и потайная комната, где незримо для других мог присутствовать султан, видя и слыша все происходящее.

Рядом с Диваном находится Оружейная палата с богатейшей коллекцией оружия 7-19 веков – луки, стрелы, кольчуги, кинжалы, пистолеты и пр. А раньше здесь была Сокровищница, где хранилась казна, которая до построения Топкапы хранилась в крепости Едикуле.

Во втором дворе также располагались жилые помещения охраны дворца. Охрана была лишь одной из функций этого “департамента”. Они отвечали также за организацию визитов, церемоний, поддержание внутреннего порядка.

На территории второго двора еще  имелись бани и  мечеть, построенные в 1736 г. главным евнухом  Хаджы Бешир Ага.

Через ворота Баб Саадет, или Ворота Счастья, попадаем в третий двор с кипарисовыми аллеями. Здесь была жилая часть. Ни один человек, включая главного визиря, не мог пройти через эти ворота без специального разрешения султана. Через эти же ворота можно было попасть к гаремной части дворца Топкапы.

За воротами находилась часть главного евнуха гарема. Евнухи и осуществляли охрану ворот.

В третьем дворе находится Тронный зал.

Сам трон был выполнен в виде дивана с балдахином и украшен драгоценными камнями и металлами. Здесь султан принимал визирей, высокопоставленных чиновников и гостей. А все слуги Тронного зала были глухими, чтобы никто не мог подслушать разговоров.

В третьем дворе дворца Топкапы находились и одни из покоев султана.

Рядом с Тронным залом находилась библиотека Ахмеда III с 24000 книг. Здесь также были и древние пергаменты и манускрипты – наследие от византийских библиотек.

В третьем дворе в здании бывшего дормитория,  где жили слуги, сегодня находится выставка одежды султанов и принцев, образцы дорогих тканей. Часто одежда была украшена драгоценными камнями.

Четвертый двор служил место отдыха, и представлял из себя сад с фонтанами и павильонами.

Тут расположена и самая поздняя постройка Топкапы – дворец султана Абдул Меджида I, построенный в 1840 году. Из него открывается очень
красивый вид на Босфор.

Павильоны четвертого двора – Реван и Багдадский

Третий Двор (Enderun Avlusu)

Третий двор (Enderun Avlusu)

В этот двор ведут еще одни ворота с привлекательным названием «Ворота блаженства». Другое их название – ворота аудиенций. Пройдя через них, посетитель попадал в огромный тронный зал, над которым возвышался золотой трон падишаха, украшенный драгоценными камнями. На нем восседал султан. Все остальные по традиции размещались прямо на полу, на специальных подушках. Чтобы за дверью не было слышно, что происходит в зале, прямо возле входа был сооружен небольшой, но громко журчащий фонтан.

Библиотека Ахмета Третьего (III. Ahmed Kütüphanesi)

Центральную часть двора украшает библиотека Султана Ахмета Третьего (III. Ahmed Kütüphanesi). Когда-то здесь хранились настоящие сокровища древней литературы. Сегодня книги представлены в других музейных экспозициях, но библиотечное здание непременно стоит посетить, чтобы полюбоваться удивительной оттоманской архитектурой. Здесь же можно увидеть потрясающую коллекцию предметов гардероба падишаха. Одними из самых дорогих экспонатов считается детский кафтан султана Селима, а также одеяние Мехмеда Завоевателя, которому, по подсчетам ученых, уже более 5 столетий.

Сокровищница Султана (Enderun Hazinesi )

Но, конечно, же самым притягательным для путешественника местом Третьего двора Топкапы является Сокровищница султана (Fatih Köşkü или Enderun Hazinesi). Разнообразие коллекции несметных сокровищ из золота, серебра и самоцветов поражает воображение! Одними из самых заметных и дорогих экспонатов считаются военные доспехи Мустафы Третьего. Кольчуга, выполненная из железа, украшена россыпью драгоценных камней и покрыта слоем позолоты. Таким же образом инкрустированы щит и меч султана.

Трон Падишаха

Настоящей «жемчужиной» сокровищницы называют трон падишаха Мурата Четвертого. Сам он выполнен из редкого эбенового дерева, а по всему периметру его рассыпаны драгоценные и полудрагоценные камни.

Кинжал Топкапы

В другой комнате находится еще один важнейший экспонат – кинжал Топкапы (Topkapı hançeri) . Он был сделан турецкими мастерами в качестве презента персидскому шаху. Множество алмазов и несколько крупных изумрудов украшают этот кинжал. Правда, до адресата он так и не добрался. Пока подарок был в пути, шаха убили, поэтому кинжал Топкапы вернулся назад в сокровищницу.

Алмаз Кашикчи

Еще в сокровищнице хранится огромный алмаз Кашикчи (Kaşıkçı elması), история которого очень интересна. По легенде, некий бедняк обнаружил этот камень в огромной куче мусора. Конечно же, простолюдин не знал, насколько ценен самоцвет, и обменял его на базаре на 3 деревянных ложки. С тех пор камень получил название Алмаз Ложечника.

Это далеко не все экспонаты сокровищницы Топкапы. Все великолепие комнат сложно описать словами, это нужно увидеть собственными глазам хотя бы единожды!

Немного истории – почему он так знаменит?

В античные времена на месте Топкапы находится римский храм посвященный Афродите. В IV веке, на его руинах соорудили один из первых православных храмов в Константинополе – Базилику Святой Ирины. Некогда она являлась главным столичным храмом и в ней проводились заседания Вселенского Собора. Впоследствии османы перестроили ее в оружейный арсенал.

Строительство дворца в этом месте началось в 1470-х годах, когда у султана Мехмеда II возникла необходимость в еще одной резиденции. В те времена правитель проживал в другом месте, а новый комплекс предназначался для работы: заседаний Дивана (кабинета министров), приема послов и подданных, издания указов и пр. В таком, чисто утилитарном статусе Топкапы находился полвека.

В XVI веке, к эпохе правления Сулеймана Великолепного, дворец начал превращаться в средоточие власти и основное место пребывания султанов. Окончательный переезд на новое место оформился со строительством в Топкапы гарема. Это было сделано Сулейманом I по просьбе его любимой жены Роксоланы, которая хотела находиться поближе к владыке.

Топкапы пробыл в качестве главной резиденции османских правителей, более 400 лет. За это время в нем жило три десятка султанов. Последний из них покинул стены дворца в конце XIX века, переехав в новую резиденцию, построенную по европейскому подобию. После ликвидации султаната, первый президент Турции – Кемаль Ататюрк объявил дворец музеем. В этом статусе он пребывает и поныне.

Архитектура зданий

Архитектура здесь эклектичная. За 500 лет существования дворца, он неоднократно расширялся, достраивался, разрушался от землетрясений и пожаров и восстанавливался вновь. Теперь во внешнем виде зданий, чувствуется влияние той или иной эпохи и различных народов.

Несколько построек осталось еще с византийской эпохи, кое-где прослеживается архитектура сельджуков, арабские и даже армянские мотивы. Есть и европейский классицизм. Но большинство зданий османские.

Музейные экспонаты

Весь дворцовый комплекс превращен в действующий музей, в залах которого экспонируется более 65 000 экспонатов – за века накопленных турецкими султанами. Причем это лишь десятая часть от всей коллекции.

Здесь есть оружие, кухонная утварь из лучшего фарфора и драгоценных металлов, огромные самоцветы, троны из золота и слоновой кости, ювелирные изделия, а также такие легендарные артефакты, как посох Моисея, плащ и меч Пророка Мухаммеда, и многое другое.

Дворец Топкапы путеводитель. Дворец Топкапы — самый посещаемый музей в Стамбуле

Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому насчитывается более 5 столетий. Исторический комплекс раскинулся на живописном мысе Сарайбурну (в переводе с турецкого «дворцовый мыс»), в месте, где знаменитый пролив Босфор соединяется с Мраморным морем. Некогда главная резиденция османских правителей сегодня преобразована в музей, который входит в топ самых посещаемых достопримечательностей мегаполиса.

Дворец Топкапы в Стамбуле занимает невероятную площадь в 700 тысяч кв. метров, что делает его одним из самых крупных музеев в мире. В состав комплекса входит четыре двора, в каждом из которых располагаются свои уникальные достопримечательности. Из-за таких масштабов строения дворец часто называют отдельным городом внутри Стамбула.

В залах замка представлено на обозрение не менее 65 тысяч экспонатов, что составляет лишь десятую часть от общей дворцовой коллекции. А само убранство музея пестрит искусными мозаиками, росписями, мрамором и элементами из золота. Если вы все еще не можете решиться посетить это место, то представляем вашему вниманию нашу подробную статью о дворце Топкапы в Стамбуле с фото и описанием, которая полностью развеет все ваши сомнения.

Краткая история

Мехмед Завоеватель

Султанский дворец Топкапы начали возводить в 1463 году при правлении Мехмеда Завоевателя — прославленного османского падишаха, которому удалось подчинить неприступный Константинополь. Местом для будущей знатной резиденции послужил мыс Сарайбурну, где когда-то возвышался византийский императорский замок, но к 15 веку он был практически разрушен, и от него осталась лишь церковь Святой Ирины.

Изначально дворец использовался султанами для проведения официальных заседаний и приема иностранных гостей. Женщины и дети в тот период на территории резиденции не проживали. Но уже в 16 веке во времена правления Сулеймана I Великолепного замок претерпел большие изменения. По просьбе своей жены Роксоланы (Хюррем), которая хотела жить как можно ближе к мужу, падишах отдает приказ перенести гарем в дворец Топкапы.

Вплоть до середины 19 века сооружение служило официальным местопребыванием османских правителей. Все изменилось в 1842 году, когда султан Абдул Мержид I, удрученный средневековыми интерьерами Топкапы, распорядился построить новый замок в стиле барокко, способный конкурировать с именитыми европейскими дворцами. Новая резиденция получила название Долмабахче , ее строительство было завершено в 1853 году, и именно тогда Топкапы утратил свое былое значение.

После падения Османской империи президент Турецкой республики Ататюрк присваивает Топкапы статус музея (1924 год). И сегодня этот исторический комплекс ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье ).

Структура дворца

По фото дворца Топкапы в Стамбуле сложно понять, насколько масштабно это строение: ведь замок состоит из четырех крупных дворов, в каждом из которых представлены свои знаковые объекты.

Двор №1

Это самая крупная секция из четырех, именуемая Двором Янычар. Одной из наиболее примечательных достопримечательностей данной части замка выступают Императорские ворота, через которые когда-то въезжали в резиденцию великие турецкие султаны. И именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя Софью (подробно о соборе читайте здесь .). Сегодня же любой путешественник имеет возможность пройти через некогда знатные ворота. Их двери полностью состоят из мрамора, а фасад украшают золотистые надписи на арабском языке.

Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили церемонии пятничных намазов. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. А особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.

Гарем дворца Топкапы

После постройки дворца Топкапы, гарем все еще оставался в Изразцовом павильоне, но после восшествия на престол Сулеймана I, любимая рабыня, а после официальная жена султана Хюррем уговорила султана перенести гарем поближе к султанскому дворцу, чтобы не расставаться с любимым. Вообще, гарем переживал четыре этапа перестройки и самый интенсивный происходил именно в период правления Сулеймана I.

Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com

Гарем состоит из 400 комнат, около 40 туалетов, десяти бань, больницы, мечетей и служебных помещений. Основными помещениями гарема являются:

  • Зал фонтанов – считался основным входом в Гарем, его стены украшены голубой плиткой, через эту часть проходили султаны, отправляясь на войну или тайно отправляясь в город;
  • Слева от Зала фонтанов находится мечеть для евнухов, которая горела в 1665 году и была выстроена заново;
  • Мощеный двор Черных евнухов, основной задачей которых было охранять женскую половину гарема, обучать юных шехзаде;
  • Двор Валиде султан (матери султана) считается самым большим двором гарема;
  • Апартаменты жен-фавориток (рабыни, которые родили султану ребенка) были построены в то же время, что и апартаменты Валиде султан;
  • Покои Валиде-султан – самые роскошные покои гарема выполнены в стиле рококо, включающие баню, туалет, прачечную и помещения для прислуги;

Отдельного внимания заслуживает коридор, называемый «Золотым путем», соединяющий гарем и покои султана. По этому пути в определённые дни султан принимал понравившуюся ему рабыню.

Francesco Bonino — stock.adobe.com

Оцените статью